Цены на такси взлетели в космос после обстрела: эксперты раскрыли принцип формирования стоимости перевозок в Киеве

Читати українською
Автор
684
Такси Коллаж: Телеграф Новость обновлена 13 октября 2025, 17:25
Такси Коллаж: Телеграф

Как агрегаторы такси зарабатывают на блекаутах, непогоде и воздушных тревогах

В пятницу, 10 октября, в Киеве произошел транспортный коллапс в результате российского удара по энергетике. Из-за отключения света часть трамваев и троллейбусов не вышли на маршруты, а на отдельных отрезках метрополитена движение было временно остановлено. Как следствие – цены на поездки в сервисах Bolt, Uklon и Uber резко выросли – кое-где втрое.

Телеграф разбирался, что на самом деле стоит за подорожанием услуг такси в украинских городах и почему во время воздушных тревог и блекаутов стоимость поездки достигает космических величин.

Сирена воет — такси дорожает

Вообще проблема эта не нова. Киевляне, как и жители других крупных городов Украины, уже сталкивались с бешеными ценами на поездки во время массовых отключений света еще с октября 2022 года. И она регулярно напоминает о себе, например, во время воздушных тревог, когда в Киеве закрывают Мост Метро и добраться с одного берега Днепра на другой можно только на авто. И поездка из одного конца столицы в другой может обойтись в тысячу гривен, а то и две.

В метро Киева утром произошел коллапс
Большое скопление людей на станции метро

Кроме того, украинцы еще с лета массово жалуются на резкое подорожание такси даже в "спокойные" часы. Если еще несколько месяцев назад средняя поездка, например, по Киеву, стоила 150-200 гривен, то сейчас за то же расстояние придется заплатить 270-300 гривен.

Во время тревоги тарифы превышают тысячу гривен
Цены на такси в Киеве

При этом официальная статистика сервисов несколько иная: в октябре 2025 г. сервис Uklon якобы поднял тарифы в Киеве всего на 14%. Bolt увеличил цены на 3–5%. Во Львове такси подорожало больше всего — на 15-20%. В то же время, если раньше средний чек поездки по городу составлял около 200 гривен, то сейчас — 270-290 гривен. Машины класса Комфорт обойдутся от 320 гривен.

Официальные причины: горючее, мобилизация и спрос

Сервисы такси называют несколько официальных причин удорожания. Генеральный менеджер Bolt Украина Сергей Павлик еще летом объяснял это нехваткой водителей. По его словам, постоянный рост цен на горючее, а также стоимости автомобилей, их ремонта и обслуживания существенно снижает доходность работы водителей, а значит, их заинтересованность работать в службе такси.

Сергей Павлик

Еще одна "официальная" причина повышения цен на такси – выезд мужчин за границу, мобилизацию и отсутствие бронирования.

По словам Павлика, чтобы привлечь больше водителей к сотрудничеству, действительно, с 1 октября Bolt объявил о снижении комиссии по ним в Киеве с 25% до 20%. Однако в других городах она осталась неизменной. Во Львове составляет 25%, в Ужгороде — 20%, в Чернигове, Черновцах, Днепре, Ивано-Франковске, Харькове, Одессе, Мукачево, Виннице, Запорожье — 18%. Самая маленькая комиссия – 10% – действует в Каменец-Подольском, Кропивницком и Николаеве.

Кроме того, Bolt обновил функцию price bidding: пассажир и водитель согласовывают цену в режиме реального времени.

Водители могут предложить свою цену по такому заказу, а пассажир, в свою очередь, решает, соглашаться ли с предложенной водителем ценой, —

говорит Павлик

А еще в приложении появилась новая категория Priority: ее пассажир может выбрать, если никто из водителей не берет заказ, а ехать ему очень нужно. Конечно, цена там сразу значительно выше. По данным компании, водители охотнее принимают такие поездки, а время подачи авто сокращается на 10-15% по сравнению с "Стандарт" или "Комфорт".

Идея заключается в том, чтобы водители имели возможность больше зарабатывать и охотнее идти в "лавы" таксистов. Но что из этого получилось — разберемся ниже.

Что говорят водители: заработки не выросли, водителей все равно мало

Сами водители такси отрицают, что после повышения тарифов и снижении комиссии их заработки увеличились. Один из таксистов прямо заявил:

Да, все службы заказа такси поднимают тарифы, но сказать, что водители будут больше зарабатывать – нельзя. Из-за усложненного трафика в Киеве, например, сейчас тратится на 20% больше времени. Поэтому для водителей оно получается то же, а можно даже в минус пойти

Водитель другого сервиса подтверждает, что таксистов действительно мало и указывает на еще один нюанс, существенно провоцирующий скачок цен:

Мало кто настолько хорошо знает город, что может ездить без навигации, которая не работает во время воздушной тревоги или работает "криво", когда выключение света и проблемы с мобильной связью. Не все могут брать заказ и довезти "по памяти" до места назначения.

В регионах ситуация еще более сложная. Например, во Львове наблюдается большой дефицит водителей, поскольку многие не имеют бронирования. Здесь такси подорожало больше всего среди всех областей Украины. Менеджер одной из служб такси сообщил, что сейчас нет базового тарифа на километр поездки. А цена зависит от количества авто в районе города, погоды, пробок на дорогах и желания водителей принять заказ. В среднем заказ по городу стоит от 300 гривен.

"Секретная" схема агрегаторов, по которой поездки становятся "золотыми"

Инженер и транспортный эксперт Дмитрий Беспалов объяснил, что популярные сервисы типа Bolt, Uber или Uklon — это не классические такси, а райдшеринговые платформы. У них нет фиксированных тарифов, а автоматически определяют стоимость поездки в зависимости от спроса и предложения.

Дмитрий Беспалов

Такие сервисы рассчитывают тариф, исходя из количества доступных авто, количества людей, желающих ехать, и времени в пути. Эта формула является коммерческой тайной, и ни один сервис ее не раскроет. Более того, я не думаю, что она статическая. Я думаю, что они вносят в нее определенные изменения, учитывая дополнительные факторы: погоду, события или праздники, состояние авто и т.д. Скорее всего, переменных и коэффициентов в этой формуле должно быть много.

сказал Беспалов

Беспалов объяснил механизм роста цен во время каких-либо транспортных проблем: "Когда в городе увеличиваются пробки, каждая машина становится менее эффективной. То есть, если с умеренным трафиком одна машина может выполнить условно три перевозки за один час, то в условиях пробок — только одну. Соответственно, падает предложение, а спрос увеличивается".

Председатель правления Всеукраинской ОО "Украинская таксомоторная ассоциация" Андрей Антонюк вообще подверг резкой критике агрегаторы такси. Он заявил, что по закону перевозки на такси должны осуществлять только предприниматели, а зарегистрироваться в агрегаторах можно даже по правам соседа и техпаспорту из интернета.

Андрей Антонюк

Относительно формирования "безумных" цен во время блэкаутов, воздушных тревог или в часы пик, Антонюк отметил: "В легальных такси цена не меняется, потому что они работают по стабильному тарифу. Вы же видите, (у агрегаторов, — Ред.) алгоритм какой? Все с целью зарабатывания денег. Все в целях зарабатывания денег. Если сегодня в этом районе есть 10 желающих уехать, а всего одна машина, коэффициент будет в пять раз дороже".

Он также опроверг аргумент о подорожании горючего: "Ничего там не дорожало. Стоимость топлива в поездке составляет не больше 20%, и это если на бензине, если на газе, там до 15%. Комиссия 25-30% (агрегаторам такси, — Ред.), вот где основной грабеж", — говорит Антонюк.

Цены на бензин
Артём Куюн

Эксперт топливного рынка Артем Куюн подтверждает, что цены на топливо не росли, а даже несколько снизились: "Не понимаю о каком росте речи. С 19 июня у нас стабильные цены. Даже снизились на пол гривны".

Цены на автогаз

Ищите альтернативу или готовьте 2000 грн за поездку

Антонюк объяснил, что никто не может делать прогнозы по ценам на такси до конца года, потому что все зависит от количества водителей. "Сейчас основная проблема — водители, их меньше. Многие люди служат, много погибло, много уехало", — сказал он.

В то же время Беспалов предупредил, что если Украина когда-нибудь наведет порядок на рынке такси и начнет контролировать законодательство, тогда услуги еще больше вырастут в цене.

Мы будем говорить не о 5 процентах, не о 15 процентах, а возможно, это будет существенно, —

отметил он

Сейчас законодательство по такси в Украине достаточно суровое, но Укртрансбезопасность, которая за все это отвечает, не фокусируется на проверках. Также остается вопрос налогов — большинство водителей, скорее всего, не платят.

Эксперт подчеркнул, что украинцы страдают не из-за неадекватной рыночной стоимости такси, а из-за отсутствия альтернатив.

Мы страдаем из-за того, что у Киева нет нормального предложения общественного транспорта, у нас нет просто альтернативы, кроме капитально выручающей городской электрички, —

сказал Беспалов

По его словам, чтобы тарифы оставались стабильными даже во время тревог или блекаутов, должны быть неизменными три фактора: спрос, количество автомобилей и уровень пробок. Но это возможно только тогда, когда есть альтернатива посредством развитой сети общественного транспорта.

Учитывая, что во время блекаутов даже хорошо развитая сеть общественного транспорта может давать сбой и не справляться с пассажиропотоком, пока украинцам придется платить безумные цены за такси или искать другие варианты. Кстати, стоит упомянуть, что кроме агрегаторов Uber, Uklon и Bolt в Украине есть и другие службы такси, благодаря которым можно ехать за более адекватные деньги. Хотя у них есть другая проблема — неизвестно, приедет ли машина вообще, ведь водители в первую очередь будут брать заказы от агрегаторов с их "секретным" коэффициентом.

В свою очередь Сергей Павлик прогнозирует дальнейший рост тарифов. На этот раз причина – время года.

В конце года традиционно наблюдается определенное повышение стоимости поездок, что связано с ростом спроса: осенне-зимним сезоном, ухудшением погодных условий, более коротким световым днем и активным периодом праздников. В настоящее время больше людей выбирают такси как комфортный и безопасный способ передвижения, особенно во время дождя или мороза.

представитель Bolt

Ранее "Телеграф" рассказывал, что цена на такси в Киеве возмущает украинцев. Ведь за поездку в одну сторону нужно заплатить более 1000 грн с левого на правый берег.