Стал настоящим символом истории. Что известно об одном из старейших вокзалов Украины
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 31220
Вы должны туда поехать, чтобы увидеть эту красоту своими глазами
Маневичский железнодорожный вокзал — это визитная карточка Волынской области, символ его рождения, старейшее здание и, без сомнения, самое красивое. Ему 120 лет.
Об этом пишет издание "Волынский монитор", автором статьи является Роман Павлюк. В материале также показали фотографии здания.
Историческое значение
Как отмечает издание "Волынский монитор", вокзал стал любимым сюжетом маневичской фотохроники: на сотнях архивных фотографий видно, как местные жители, позируя на его фоне, всегда гордились своей достопримечательностью.
Вокзал построили в 1905 году, через три года после открытия железной дороги, соединившей Киев с Ковелем: "Сегодня сложно представить, что 120 лет назад вокруг этого живописного "замочка" на вершине пологой дюны росли только раскидистые сосны. Маневичи тогда только зарождались, а вокзал стал местом, от которого городок начал разрастаться", — говорится в материале издания.
Архитектурные особенности
Автор статьи пишет, что вокзалы на этой линии возводили в течение нескольких лет после открытия железной дороги. Их архитектура свидетельствует о том, что многие из них спроектировал один автор. На это указывает не только сходство планировки и силуэтов зданий, но и отдельных элементов, например башен, кованых балюстрад, псевдобийниц, кирпичных орнаментов, карнизов или арочных обрамлений окон. Роман Павлюк в материале отметил, что автором этих проектов был молодой архитектор Евгений Станилевич.
Уникальность среди подобных сооружений
В начале ХХ в. вдоль Киево-Ковельской железной дороги появились вокзалы нескольких типов, возведенные по похожим проектам. Маневичский тоже не был исключением — его точной копией был вокзал в Малине, в 100 км от Киева, пишет журналист.
"К сожалению, тот был разрушен во время Второй мировой войны и отстроен позже уже в других формах. Таким образом, вокзал в Маневичах сегодня является неповторимым не только в масштабах региона, но и всей Украины, что делает его узнаваемым среди ценителей архитектуры, даже тех, которые никогда не видели его из окна поезда", — говорится в материале.
По состоянию на 1905 год вокзальное здание содержало два зала ожидания, здесь функционировали почтовое отделение, телеграф, буфет и кухня. Как пишет журналист, поблизости появились несколько жилых домов, подземные ледовые, водонапорная башня, кузница и даже баня.
"В целом проект железнодорожной станции предусматривал строительство примерно 30 объектов, а также обустройство привокзальной площади. Так, железнодорожная станция стала не только транспортным узлом, но и центром всего поселения, которое начало формироваться вокруг нее", — говорится в статье.
Воспоминания очевидца
Несмотря на влияние времени, вокзал остается символическим для местных жителей и тех, чья жизнь связана с ним. Юрий Лея — ведущий инженер станции Ковель, который до 1 мая этого года руководил станцией Маневичи, поделился воспоминаниями:
"В 1995 г. я начал работать на соседней железнодорожной станции Трояновка. Именно тогда впервые увидел маневичский вокзал. До сих пор помню, как был поражен его архитектурой, хотя раньше мне пришлось увидеть немало волынских вокзалов. А через 15 лет именно это здание стало моим рабочим местом. Тогда на вокзале, да и на всей железнодорожной станции, кипела жизнь. Когда я в 2010 г. стал начальником станции, у меня работали 28 человек. В товарной конторе кипела работа, ежедневно загружались по 50 вагонов, а очередь в билетную кассу иногда достигала входной двери", — вспомнил Юрий Лея, которого цитирует "Волынский монитор".
Он в издании отметил, что сегодня и пассажиров, и грузов на станции обслуживают в разы меньше. Вокзалу время не пошло на пользу. Фасады и интерьер давно нуждаются в профессиональной реставрации, в частности в ремонте протекающей крыши и восстановлении оригинальных деталей.
"Четыре года назад появилась надежда на реставрацию. Несколько раз сюда приезжали рабочие группы специалистов, последний раз — 16 февраля 2022 г. Через неделю в стране разразилась война, которая, конечно, перечеркнула все эти планы. Но, несмотря на все, вокзал остается изюминкой Маневич: им до сих пор восхищаются местные жители, пассажиры и гости поселка", — подчеркнул Юрий Лея в комментарии "Волынский монитор".
Профессиональная оценка архитектуры
Слова маневичского железнодорожника напоминают, что вокзал, несмотря на упадок, остается архитектурной визитной карточкой городка. Его оригинальные формы и детали и сегодня привлекают внимание исследователей. О ценности этого сооружения "Волынскому монитору" рассказала доктор архитектуры, профессор и заведующая кафедрой архитектуры и средового дизайна Национального университета водного хозяйства и природопользования Ольга Михайлишин.
"Железнодорожный вокзал в Маневичах — характерный пример архитектуры такого типа объектов, которые активно строили в Российской империи на рубеже XIX и ХХ вв. вдоль новых веток железных дорог, в частности железной дороги Киев-Ковель. Вокзал был возведен по одному из типовых проектов, реализованных, кроме Маневич, в Малине, Буче, Повурске, Рокитном и Тетереве. Однако именно здание вокзала в Маневичах едва ли не лучше всего сохранилось до сих пор в смысле соответствия проектному решению. Он единственный из числа построенных и такой, что дошел до наших дней в максимально сохраненном, учитывая исторические обстоятельства, первоначальном виде", — прокомментировала "Волынскому монитору" исследовательница архитектуры.
Она отметила, что образ здания отличается гармоничной уравновешенностью, насыщенностью архитектурным декором и строгостью формы, присущей объектам, построенным под влиянием ретроспективных и рационалистических тенденций в архитектуре конца XIX века.
"Эклектическое сочетание и интерпретация элементов, заимствованных из романской и готической архитектуры, придают вокзалу стилистического разнообразия, а общая композиция объема и фасадов с отходом от симметрии может свидетельствовать о влиянии архитектуры модерна начала ХХ века", — отметила Ольга Михайлишин.
Журналист акцентировал внимание на том, что на здании есть и элементы готического собора, и средневекового оборонительного сооружения, и романского храма.
"Еще 40 лет назад на его западном фасаде можно было увидеть год постройки, который напоминал о возникновении Маневич. К сожалению, этот элемент здания вместе с целым фронтоном в конце 1980-х гг. по неизвестным причинам разобрали", — отмечается в материале.
Свидетель истории
Как пишет журналист, за 120 лет вокзал был свидетелем тысяч радостных встреч, драматических прощаний и важных событий. Он был воротами в большой мир и последним, что видели маневичане, которые отправлялись отсюда и часто так никогда и не возвращались. Над его башнями прогремели две мировые войны. Правописание названия станции менялось вместе с государствами и режимами, но вокзал стоит и сегодня. Его сердце до сих пор бьется в ритме железнодорожных колес и человеческих судеб.
"120-летие вокзала — это не только возможность почтить его историю, но и напомнить о вызовах, которые перед ним стоят. В это тяжелое время маневичский вокзал остается символом несокрушимости и памяти. Когда война закончится, этот исключительный памятник будет ждать восстановления, чтобы вернуть себе былое очарование", — говорится в материале.
Ранее "Телеграф" рассказывал, как выглядит самое большое водохранилище Украины и где оно расположено.