Год реформ или выживания? Образовательный эксперт о дефиците 200 тысяч поступающих и будущее профильных лицеев

Читати українською
Автор
Сергей Дятленко Новость обновлена 02 января 2026, 09:30
Сергей Дятленко. Фото Коллаж "Телеграфа"

Нынешняя система оплаты труда учителей — это наследие СССР

Образовательный сектор 2026 готовит для молодых украинцев и педагогов немало интересных изменений. Министерство образования и науки Украины анонсировало пилотирование реформы профильного среднего образования (старшей школы), а в учебный процесс постепенно внедряют искусственный интеллект.

О том, как педагоги должны бороться с тем, что ученики все чаще пользуются ИИ и как демографический кризис отзовется дефицитом кадров через несколько лет, в эксклюзивном интервью рассказал эксперт по образовательной политике Сергей Дятленко.

Он работал в Министерстве образования и науки Украины около 13 лет, имеет более 17 лет педагогического стажа.

Для успеха реформы нужен "трехглавый дракон"

— Недавно правительственный портал опубликовал итоги образования в 2025 году. В частности, упомянули о начале пилотирования реформы старшей школы. Как бы вы оценили 2025 год для украинского образования? Был ли год выживания или год реформ?

— Я бы назвал это маленькими пробами развития образования. Это робкие попытки внедрить профильное обучение. И хотя мы о них громко говорим, это не тот уровень, который ожидали и который был заложен в реформу и предусмотрен Законом об образовании 2017 года. Это что-то, что позволит разве что постепенно и мало-помалу осуществлять эти изменения.

— Сейчас в Украине 30 заведений пилотируют старшую профильную школу. Какие основные преимущества этого подхода для учеников? Означает ли это, что они получат преимущество перед другими школьниками?

— Это правильнее назвать предпилотом. Они пилотируют только формы, а не содержание. В этом году будет набрано 150 лицеев, которые уже будут пилотировать эту реформу. То есть фактически есть несколько этапов пилотирования. Эти новые лицеи будут пилотировать и содержание, и форму со следующего года, а также трехлетний срок обучения.

Будут ли дети в выигрыше и станут конкурентнее? Да, они будут более конкурентными, однозначно. Однако, они станут таковыми не просто из-за того, что вошли в пилот. Во-первых, для этого нужно прилагать усилия. Во-вторых, самая профильная школа без соответствующей материальной базы (то есть оборудования) и без соответствующего кадрового обеспечения работать не будет.

То есть, это должен быть трехголовый дракон. Первая голова – это эти новые подходы и профильная школа. Вторая – это материальная база, и третья – это учитель, самая важная глава.

Как только эти три пазла сложатся, тогда дети, которые будут учиться там и прилагать для этого усилия, будут иметь конкурентное преимущество над другими детьми, которые не учатся в условиях профильной школы.

"Зарплата учителя должна быть выше средней в промышленности"

— С 1 января 2026 года заработная плата педагогических работников вырастет на 30%, а с 1 сентября 2026 года – еще на 20%. Достаточно ли этого для того, чтобы сделать профессию учителя конкурентной на рынке труда?

— Я думаю, что этого недостаточно. Нам нужно не только увеличение заработной платы – нам нужна реформа оплаты труда.

Нынешняя система оплаты труда идет еще из Советского Союза. Она производит такую вещь, которая называется урокодательством. То есть учителю важно провести урок и записать его в журнал. Это не мотивирует к качеству и профессиональному росту.

Поэтому, кроме повышения учительской заработной платы, важно заменить саму систему оплаты труда. Я думаю, что нужно ориентироваться на среднюю заработную плату по промышленности, а образовательная должна быть выше. И тогда эта зарплата будет такой, которая сделает учительскую профессию действительно важной.

Почему НМТ-2026 не разделили на два дня

— НМТ-2026 оставили в один день, несмотря на предложения родителей и учащихся провести его в два дня. Как педагог с многолетним опытом, что вы думаете об однодневном формате?

— Следует разложить по полочкам. ВНО (внешнее независимое оценивание) – это хорошо. Оно нужно не только для поступления в высшие образования, оно прежде всего нужно как государственная итоговая аттестация. То есть, проверка тому, чему научились дети в школе. И проверять это нужно действительно на выходе, а не на введении.

Однако, в условиях войны мы не имеем такой возможности. Поэтому НМТ – это компромисс между тем, что мы хотим и тем, что мы можем сейчас.

Говорить о том, что родители хотят по-другому – это неконструктивный разговор. Государство сделало максимально качественный вариант из тех условий, которые мы имеем на сегодня.

— Какие результаты будут иметь дети в этом году: лучше или хуже, чем в прошлом?

— Такие вещи нельзя сравнивать, потому что задачи будут разные. То есть условия составления для всех одинаковые, но результаты разных лет (прошлогодние и нынешние или позапрошлогодние) сравнивать нельзя. Можно сравнить для отдельного заведения, а для всех участников они не могут быть сравнимыми. ​​

— Как родителям и ученикам уже сейчас готовиться к выбору профильного лицея? Какие критерии должны быть ключевыми при выборе заведения этого года и как не ошибиться?

— Прежде всего, нужно попробовать с помощью школы разобраться в себе и найти действительно то, чего ты хочешь.

Я привожу такой простой пример. Представьте себе, что есть футбольная команда, играющая в футбол, и есть команда, играющая в волейбол. Если бы они сошлись между собой в игре в футбол, кто бы победил? По-видимому, футболисты. А в игре в волейбол — очевидно, волейболисты, да? Ибо они этим занимаются и к этому у них есть талант.

Так же и с детьми. Если ты будешь заниматься и учиться в той области, к которой у тебя есть способности и предпочтения, то ты там получишь лучшие результаты.

Поэтому стоит разобраться, что нужно ребенку, что дается легче, где он может себя лучше реализовать. И тогда уже искать не столько лицей, как профиль. Именно этим важна профильная старшая школа – она дает возможность выбрать то направление, в котором ты можешь реализоваться.

Демографическая ситуация в образовании ухудшается

— Образовательная система потеряла более 200 тысяч потенциальных абитуриентов. Об этом недавно сообщил генеральный директор директората Олег Шаров. Как это отразится на украинских высших учебных заведениях в 2026 году? Следует ли ожидать большой дефицит кадров уже через несколько лет?

— Это плохо для Украины? Да, это плохо для Украины. Знаем ли мы, почему это произошло? Да, мы знаем – из-за войны.

Положительна ли демографическая ситуация в Украине? Нет, демографическая ситуация плохая. Улучшается ли она? Нет, она ухудшается.

Это негативно повлияет на школьное образование – за неимением учеников будут закрываться школы. Это повлияет на заведения высшего образования, потому что также будет нехватка студентов. И это повлияет в дальнейшем на нехватку рабочих, инженеров, научных работников и всех других, потому что у нас просто нехватка людей. Это связано с демографической ситуацией.

Под ШИ нужно подстраиваться

— Замечаете ли вы, что ученики все больше используют ChatGPT для обучения и выполнения задач? Как это влияет на способность мыслить самостоятельно?

— Важно, как и для чего мы его используем. Можно ли его использовать везде? Нет, нельзя. Может ли он помочь? Да, может помочь. Впрочем, учитель должен давать задачи, которые ребенку хочется самому решить, а если и использовать ChatGPT, то только на пользу, чтобы стать умнее.

— Считаете ли вы, что регулировать доступ к ШИ-помощникам в школах нужно, и если да, как именно?

— Мы не можем запретить использование ИИ. Регулировать или запрещать прогресс не следует. Его нужно подстраивать под себя, и под него нужно подстраиваться. В частности, учителя должны использовать ИИ мудро и ставить перед детьми такие задачи, которые ChatGPT не решает.