Четыре предмета за 240 минут: каким будет НМТ в 2026 году

Читати українською
Автор
НМТ-2026 пройдет по привычному сценарию. Фото Коллаж "Телеграфа"
НМТ-2026 пройдет по привычному сценарию. Фото Коллаж "Телеграфа"

Центр оценивания качества образования объяснил, почему в НМТ-2026 не пошел на уступки школьникам и не изменил формат

Национальный мультипредметный тест (НМТ) будет проходить в 2026 году снова в один день. В Украинском центре оценивания качества образования заявили, что менять формат, упрощать задачи по математике или добавлять открытые вопросы не планируют – из-за войны, логистики и риска для участников.

Без изменения формата – на НМТ выделен только один день

НМТ-2026 будет проходить по модели этого года: в один день – три обязательных предмета (украинский язык, история Украины и математика) и один предмет по выбору (биология, физика, химия, география, иностранный язык или украинская литература). Длительность – 240 минут (4 часа):

  • За первые 120 минут участник должен выполнить задания по украинскому языку и математике.
  • После 20-минутного перерыва будет еще 120 минут на историю Украины и предмет по выбору.

Во всех заданиях, а всего их около 90-110, используются тестовый формат: выбор одного правильного ответа из предложенных, установления соответствия (пары), задания на последовательность.

Чтобы получить допуск к экзамену, напоминают в Украинском центре оценивания качества образования (УЦОКО) необходимо иметь при себе: сертификат; паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; приглашение. Он прекращается за 10 минут до начала. При себе участникам также следует иметь ручку, питьевую воду и перекус, а также теплую одежду в случае необходимости спуститься к укрытию.

Если воздушная тревога или отключение электроэнергии будет продолжаться более 2,5 часа, из-за чего участники не смогут начать или завершить задание, придется пройти его повторно.

Татьяна Вакуленко, фото "Освіторія"

– В течение трех рабочих дней со дня проведения основной сессии, в которой участвовал человек, необходимо подать в соответствующий региональный центр оценки качества образования заявление о возможности пройти НМТ во время дополнительных сессий. Решение о допуске принимает регламентная комиссия, – объясняет в ответе на запрос нашего издания Татьяна Вакуленко – директор Украинского центра оценивания качества образования.

Проведение НМТ в течение двух дней признали рискованным

"Телеграф" поинтересовался в Украинском центре оценивания качества образования: почему не услышали просьбы школьников и родителей пересмотреть формат и разделить тест на два дня. В учреждении объяснили, что такую возможность изучали, даже проводили опрос. По информации главы Комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций Сергея Бабака, большинство участников якобы назвали прохождение НМТ за один день более комфортным. В то время как срез настроений в ТГ-канале нардепа дал другие результаты – 65%, или 4983 человека, поддержали именно двухдневный формат тестирования.

Читатели ТГ-канала Бабака поддержали идею НМТ в два дня

Но риски при НМТ за два дня перевесили плюсы такого формата. С одной стороны возникли бы организационные сложности, потому что необходимо было увеличить сеть временных экзаменационных центров и количество участников, задействованных в организации тестирования.

– Заметим, что HMT проходит в специально создаваемых центрах, которые должны соответствовать жестким техническим (компьютерная техника, доступ к интернету, возможность обеспечения видеонаблюдения и т.п.) и требованиям безопасности (наличие укрытия, медицинского работника и службы охраны). К сожалению, обеспечить такие условия сегодня могут не все учебные заведения, – отмечает Татьяна Вакуленко.

Если НМТ проходит за границей, это также создает проблемы, ведь испытания проводятся на базе местных учебных заведений, и не все они могут выделить дополнительное время для тестирования. При двухдневном формате на территории Украины усложнилась бы логистика: город проведения мог бы меняться, и выпускники вынуждены были бы по меньшей мере дважды решать, как добраться до экзаменационного центра. Особенно сложно это для учащихся, живущих вблизи зон активных боевых действий.

Кроме того, в случае форс-мажоров – тревог или отключений электроэнергии во время основных сессий – возрастает риск необходимости проходить дополнительные сессии. Именно эти аспекты и повлияли на окончательное решение оставить без изменений формат проведения НМТ.

Ответ Центра оценки качества образования

Тренироваться на тестах предыдущих лет, а родителями смотреть ютуб

В Украинском центре оценивания качества образования при этом признают: тесты по четырем предметам за один день – действительно большая нагрузка для участников. Что предлагают в учреждении для облегчения процесса?

  • При подготовке к НМТ использовать программу внешнего независимого оценивания по учебным предметам.
  • Тренироваться выполнять задачи разных форм и правильно обозначать ответы – варианты предметных тестов расположены на платформе "Всеукраинская школа онлайн", а также на сайте Центра.
  • Просмотреть серию вебинаров для родителей, созданную вместе с ЮНЕСКО и при поддержке правительства Японии. Ролики помогают разобраться, как поддержать детей в период подготовки к экзаменам, снизить уровень тревожности и повысить мотивацию к обучению.

- Осознавая, что для многих участников и участниц HMT является определенным психологическим вызовом, Центр прилагает усилия, чтобы предоставлять своевременную и полную информацию обо всех процедурах и требованиях испытания, — отмечает Татьяна Вакуленко.

В Центре объяснили сложности использования открытых вопросов

Тесты по математике участникам по силам и не нуждаются в изменениях

Также в Центре оценки качества образования ответили на критику теста по математике, который родители и выпускники называли сложным и запутанным. Раздавались даже предложения дифференцировать задачи в зависимости от того, будут ли дети выбирать технические специальности, где предмет необходим, или пойдут в гуманитарную сферу. На это в Центре сообщили: количество участников, которые "проваливают" тесты уменьшается:

  • в 2024 году не сдали математику 12,8% или 36 215 участников,
  • в 2025 – 11,9% или 34 431 участник.

При этом максимальные 200 баллов в 2025 году набрали большинство участников именно по математике. Это 1163 человека – на 32 участника больше, чем в предыдущий год.

- Приведенные данные свидетельствуют, что тест по математике в целом посилен для участников и участниц HMT. В частности, для тех, кто на протяжении обучения в школе должным образом выполнял учебную программу, ведь тест по математике НМТ основывается на действующих образовательных программах и не выходит за их пределы. Таким образом, пересмотра содержания тестов НМТ по математике не планируется, – подчеркнула Татьяна Вакуленко.

В этом году обойдется без открытых вопросов

Среди недостатков НМТ в действующем виде критики называют только задачу с выбором ответа среди предложенных. Отсутствие открытых вопросов, по их мнению, не позволяет ученикам продемонстрировать понимание процессов, а не только фактов, способность к анализу и т.д. В Центре именно такой формат объясняют спецификой проведения мультипредметного теста:

  • Ограниченное время тестирования – 240 минут.

- В случае включения в тест задач с развернутым ответом нужно существенно увеличивать время, отведенное на прохождение HMT, – объясняет Вакуленко.

  • Обеспечение объективности и быстроты проверки.

- При текущем формате задач НМТ расчет результатов участников осуществляется автоматически… без всякого вмешательства со стороны человека, что обеспечивает объективность соответствующих результатов. В то же время задачи с развернутым ответом нуждаются в оценке экзаменаторами, что значительно усложняет и продлевает процесс проверки, – отмечает Вакуленко.

  • Унификация критериев оценки.

- Для качественной и беспристрастной оценки открытых ответов необходимо применять детализированные критерии и обеспечить их одинаковое толкование всеми экзаменаторами, — приводит аргумент Вакуленко.

  • Техническая надежность и безопасность данных

- Задачи с развернутым ответом предполагают создание значительных объемов текстовой информации, которую нужно корректно хранить, защищать и передавать на проверку. Такие задачи предъявляют дополнительные требования к техническому обеспечению, что может повлиять на равенство условий для участников и участниц. Таким образом, в 2026 году УЦОКО не планирует дополнять тесты HMT задачами, предусматривающими развернутый ответ, – резюмирует Вакуленко.

Украинцы за границей демонстрируют стабильную заинтересованность в НМТ

Уже четвертый год подряд на территории Украины, находящейся под оккупацией, национальный мультипредметный тест не проводится. Зато абитуриенты из таких регионов, напомнили в Центре, могут поступать в высшие учебные заведения без результатов теста. Но по желанию могут зарегистрироваться и пройти испытания на подконтрольной территории.

При этом за годы полномасштабной войны количество украинских детей, сдающих НМТ за границей, держится примерно на одном уровне:

  • в 2022 году регистрировалось 24 996 человек,
  • в 2023 году — 26 725,
  • в 2024 году — 21 744,
  • в 2025 году — 20 497.

Показатель преодоления порогового балла по четырем предметам в 2025 году среди участников НМТ за границей составил 91,99% (15 793 человека), а в Украине – 86,13% (234 689 человек).

Также в Центре оценки качества образования отметили, что не могут комментировать, влияет ли формат обучения – дистанционный или очный – на результаты НМТ. Ведь участники не указывают такую информацию при регистрации. Кроме того, в учреждении считают некорректными делать выводы относительно успешности прохождения тестирования учащимися из разных регионов. Объясняют это тем, что испытания проходят не все выпускники школ текущего года, а только те, кто планирует поступление в вузы.

Как сообщал "Телеграф", в Минобразования ранее объясняли: в ближайшее время не собираются возвращаться к тестированию по отдельным предметам вместо мультипредметного формата.