"Кузьма был озорником и чуть не опоздал на собственную свадьбу", — режиссер Ольга Ряшина о знакомстве со Скрябиным и байопик о нем
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 712
Исполнителя роли Кузьмы искали почти полгода
Остался всего месяц до выхода в прокат одного из самых ожидаемых украинских фильмов в этом году " Я, "Победа" и Берлин ". Режиссер картины Ольга Ряшина в эксклюзивном интервью "Телеграфу" рассказала, как она познакомилась с Кузьмой, почему долго искали актера на роль Скрябина и чем фильм будет отличаться от автобиографической повести Андрея.
– Снимая фильм по книге Кузьмы Скрябина, что нового для себя вы открыли в его биографии, может что-то удивило?
– Прежде всего хочу сказать, что книга невероятная, но все же это литература и когда мы взялись за экранизацию, стало понятно, что будет необходимо дополнять историю. Поэтому я обратилась к жене Андрея, Светлане, чтобы она рассказала больше о его жизни именно в начале 90-х. Мало кто знает, что Андрей очень хорошо играл на гитаре, но не только играл, но и привез из Европы гитару, вроде Фендер Стратокастер, который ему дал иностранный музыкант. Мы не смогли пройти мимо и добавили эту историю в фильм.
- Были ли вы раньше лично знакомы с Андреем, насколько он на экране и в жизни похож и в чем отличия?
- Да, мы дружили семьями, даже путешествовали вместе, но в фильме мы не пытались воспроизвести Андрея, а делали сборный образ Кузьмы. Все же тот певец, которым мы его помним, и тот парень, каким он был в 90-х, — это как бы два совершенно разных человека. Мы помним уже взрослого мудрого Андрея и мало кто знает, кроме семьи и самых близких друзей, каким он был в годы юности. А был он немного озорником, легко увлекался и так же легко мог отказаться от идеи, не боялся работы, искал себя в разных областях, и даже на собственную свадьбу чуть не опоздал. Главной целью было сохранить этот юношеский максимализм, но добавить мудрости, стержня и мировоззрения от уже взрослого Андрея, которого мы все так любим и помним.
- Саму историю для своего фильма выбрали вы или это был чей-то совет? Все-таки "Скрябин", это более старшая аудитория.
– Мне предложили прочитать сценарий и подумать над реализацией. Я сделала режиссерскую экспликацию, защитила свое видение и принялась дорабатывать сценарий. Не согласна, что у группы есть какая-то конкретная аудитория, ведь их песни знают и поют даже маленькие дети, а история рассказаная в фильме о становлении музыканта и нахождении своего назначения прежде всего обращение к молодежи. Поэтому надеюсь, что этот фильм будет одинаково интересен для всех возрастов.
- С какими проблемами вы столкнулись, когда снимали фильм?
- Найти главного героя был едва ли не главный вызов. Кастинг длился почти полгода и все остальные актеры уже были утверждены. Мы искали идеальное сочетание внутреннего мира, энергетики и темперамента, чтобы передать образ Кузьмы, советовались со Светланой и не гнались за внешностью.
Потом пришла пандемия. Мы были вынуждены отложить съемочный период почти на полгода, а съемку в Берлине вообще перенести на 2021 год. Но это дало нам больше времени для подготовки. Мы с оператором Дмитрием Недрей и с другими главами департаментов расписали каждую сцену фильма до деталей. Определили движение камеры, динамику фильма, световые решения, атмосферу каждой сцены, визуальные видоизменения героев. Также это дало нам время на репетиции с актерами, некоторые сцены мы снимали на мобильный и я их монтировала, чтобы убедиться, правильный тайминг и работает ли история. А когда мы уже начали съемочный процесс, многие, узнав, какой фильм мы снимаем, пытались помочь. Так что сложности были, но такое впечатление, что все они пошли нам на пользу.
– Мать Кузьмы очень ревностно относилась ко всему, что появлялось нового связанного с его именем. Фильм был снят еще при жизни, интересно, внесла ли она какие-либо коррективы и какие именно? Долго ли пришлось уговаривать ее дать разрешение на съемку этой картины и кто вам помог договориться?
– Все переговоры велись через жену Светлану.
– Для фильма были записаны песни Кузьмы перепетые другими исполнителями, планируется ли сделать концерт этим же составом?
– Надеюсь на это. У нас получился совершенно уникальный состав артистов, и я горжусь тем, что мы продолжаем дело Андрея.
– Действия этого фильма происходят еще до того, как вы родились. С чем у вас ассоциируется атмосфера тех лет и что больше удивляет или поражает, а что кажется совсем диким или, по меньшей мере, странным?
- 90-е – это о свободе. Люди наконец-то смогли говорить что думают, слушать что хотят, испытывать себя в разных областях, дышать полной грудью.
Самым большим вызовом было возродить Берлин 90-х. Сначала мы хотели всю Берлинскую часть снимать там, но приехав на скаут, стало ясно, что он сильно изменился. К примеру, район Нойнкьолн был полностью перестроен и стал районом хипстеров с довольно современными домами, а все, что осталось с тех пор – это турецкие киоски. А клуб "Трезор", являвшийся первым техно клубом в банковском подземелье, уже в третий раз сменил свою локацию и перестал быть бункерным. Мы провели большую исследовательскую работу и Николай Кищук вместе со своей командой по фотографиям воспроизводили атмосферу Берлина.
- Вы относитесь к новому поколению режиссеров – чем ваше кино отличается от того, что снимали в начале нулевых?
– Мне кажется прежде всего, это фокус на нашего зрителя. Это уже второй мой фильм, сделанный об украинцах и для украинцев. Мы стремимся исследовать и отражать уникальные украинские идентичности, культуру и историю, несмотря на кого-то другого. В этом есть наша сила.
- Учитывая, что с украинской киноиндустрией фильмы и до войны себя не окупали, а теперь, с сокращением бюджетов, это явный провал. Что с украинским кино будет дальше — оно исчезнет или превратится в что-нибудь дешевое и скучное?
– Это очень сложный вопрос. Нет, я не думаю, что индустрия исчезнет и точно уверена, что хорошие фильмы будут продолжать снимать. Главная задача для индустрии – вернуть доверие зрителя и его любовь. Мы долго сомневались выпускать ли комедийный приключенческий фильм во время войны, но именно в эти непростые времена нам крайне необходимы вдохновляющие истории полные любви. В ходе одного из закрытых тестовых показов зрители сказали, что после просмотра фильма "хочется жить"! Надеюсь, мы сможем хоть на короткий промежуток времени подарить это тепло и как говорил Андрей Кузьменко "сделать этот мир немного добрее".
- Лично вы планируете снимать дальше в Украине или собираетесь предпринять попытки уехать в Европу или Голливуд? Вы чувствуете, что вы готовы к работе на западную индустрию?
- Когда я училась в Англии, у меня был выбор, остаться там или вернуться в Украину. И я без колебаний вернулась, потому что всегда хотела снимать на родной земле. Для украинского зрителя на украинском языке продвигать наших молодых актеров и исполнителей. И даже если произойдет так, что я буду работать в Европе или Америке, я всегда буду украинским режиссером.