Переход раздора. Почему Киев 6 лет не может нарисовать "зебру" возле метро "Университет"

Читати українською
Автор
1343
Переход здесь раньше уже был Новость обновлена 09 ноября 2025, 20:26
Переход здесь раньше уже был. Фото Коллаж "Телеграфа"

Моделирование показало, что добавление перехода не приведет к пробкам.

Ежедневно тысячи киевлян, выходя со станции метро "Университет", сталкиваются с выбором: спуститься на 79 ступеней вниз в подземный переход и подняться назад или рискнуть жизнью, перебегая сразу несколько полос движения. Для людей на креслах колёсных, родителей с детскими колясками или пожилых людей с ограниченной мобильностью этот выбор превращается в тяжелое испытание.

"Телеграф" выяснил, почему проект наземного перехода, уже получивший финансирование в 402 тысячи гривен, до сих пор не реализован, создаст ли переход пробки и что думают об этом скандале сами водители.

"Перейди как хочешь" — это не норма для европейской столицы

Скандал с обустройством наземного перехода у станции метро "Университет" длится уже более шести лет. Проект создания перехода победил в Общественном бюджете Киева еще в 2019 году, получил 862 голоса, а горсовет выделил 402 тысяч гривен. Однако патрульная полиция уже девять раз отказывала в согласовании. По мнению правоохранителей, переход вроде бы "помешает движению транспорта".

Длительное бездействие власти и постоянные отказы патрульной полиции заставили активистов взять краску, трафареты и самовольно нарисовали наземный переход с надписью "Где наш переход?" на асфальте.

Фото наземный переход с надписью Где наш переход на асфальте
Тот же переход, который уже закрасили

Рядом повесили баннер с QR-кодом, который ведет на петицию к Президенту и подробное объяснение проблемы. История стала вирусной: фото облетели соцсети, а украинцы стали делиться своими мыслями в публикациях.

Как говорит в разговоре с "Телеграфом" урбанист, соучредитель инициативы "Пассажиры Киева", а также транспортный аналитик Александр Гречко на фоне европейских столичных практик Киев отличается несколько негативно. Город является абсолютным лидером по количеству подземных переходов. Темпы создания безбарьерной среды поражают своей медлительностью. Город успевает совершить только 3-4 наземных перехода в год.

"В Киеве 250 подземных переходов. При нынешних темпах на их дублирование наземными уйдет полвека. Это абсурд — у нас нет столько времени", — констатирует он.

Создаст ли наземный переход пробки?

"Честно говоря, мне не хотелось бы еще одного светофора. Я понимаю, что это эгоистично звучит, но я каждый день трачу два часа в пробках. Еще одна остановка — это еще несколько минут", — говорит "Телеграфу" водитель Дмитрий, регулярно ездящий по бульвару Шевченко на работу.

Именно пробки являются главным аргументом противников наземного перехода. Однако Александр Гречко убежден в обратном.

"Многие водители не понимают причинно-следственную связь и то, как работает городское движение. Они думают, что без светофора доедут скорее до своего пункта назначения. На самом деле это работает только за пределами города на больших расстояниях. В местах с большим количеством перекрестков продолжать движение без светофоров невозможно — иначе возникает хаос и повышается риск аварий", — объясняет транспортный аналитик.

По его словам, нередко владельцы авто не соблюдают скоростной режим и правила дорожного движения. Поэтому в результате "все дружно стоят в пробках". По мнению Гречко, глобальная причина этих пробок — отсутствие наземного перехода.

"Людям перестает быть удобно пользоваться общественным транспортом, велосипедом и вообще передвигаться пешком. Тогда они выбирают вариант покупать авто. А больше автомобилей означает больше пробок", — объясняет урбанист.

Кроме того, по словам Александра Гречко, наземные переходы обычно совершают там, где уже есть светофоры. Они работают как "фильтр", пропуская авто небольшими потоками, чтобы движение не стояло в пробках.

"Возле ЦУМа и на Прорезной тоже установили светофоры и наземные переходы. Трафик от этого совершенно не пострадал, — говорит урбанист. — Для "Университета" моделирование ещё в 2019 году показало, что всё будет нормально. Появление ещё одного светофора посреди бульвара напротив метро никак не повлияет на задержки на дороге. Тем более что на бульваре и так постоянно пробки — не из-за наличия или отсутствия перехода, а из-за огромного потока машин".

В конце концов, не все водители так отчаянно против наземного перехода. "Я вообще не понимаю, почему этот вопрос не решен. У меня самого отец на колесном кресле после инсульта — я знаю, что такое безбарьерность. Один светофор ничего не изменит в пробках. Мы и так стоим на каждом перекрестке. А те водители, которые против, пусть представят, что их мама с попыткой уйти из внука в визу и передумают", — говорит в разговоре с "Телеграфом" айтишник Ярослав.

Кто действительно блокирует проект?

Искать виновных в том, что проект не двигается пять лет, значит сразу подумать о бюрократии. В то же время активистка Иванна Малий убеждена, что наземный переход возле метро "Университет" блокирует не полиция как институт, а лично министр внутренних дел Игорь Клименко, возглавлявший в 2019–2023 годах Национальную полицию Украины. По ее словам, именно автомобилецентрический подход Клименко стал главным препятствием – для него приоритет имеют водители.

"Тот же наземный переход у станции метро "Университет" является частью безбарьерного маршрута, который реализуется в рамках инициативы Первой леди Украины Елены Зеленской "Без барьеров". Странно, когда Первая леди, которая продвигает безбарьерность, не может воплотить свой проект, потому что министр внутренних дел из-за собственных предубеждений блокирует наземный переход", — говорит Александр Гречко.

"Я думаю, что все решится, может быть, нужно больше времени, — добавляет урбанист. — Все предыдущие истории были без акций и перформансов, которые мы уже видели в воскресенье с рисованием перехода, а также обращениями к высшим представителям власти, без петиции к Президенту. Поэтому мы надеемся, что на таком уровне проблема будет решена".

Цена бездействия

Следует отметить, что в 2024 году в Украине в среднем ежедневно восемь человек погибали в ДТП, а еще 87 получали травмы. Всего за год в стране погибли 3202 человека, а получили травмы 32023 человека. Среди основных причин — переход в неположенном месте. Тот самый "неразрешенный переход", к которому люди вынуждены прибегать к "Университету".

В соцсетях можно найти много видео, когда пешеходы едва успевают отскочить от машин. Иногда камеры фиксируют мамочек с колясками, которые застывают посередине проезжей части, ожидая перерыва в потоке.

"Дорожную дисциплину водителей улучшат исключительно высокие штрафы. Однако законопроекты о штрафных баллах и об увеличении штрафов лежат в Верховной Раде и не двигаются. Это непопулярные решения, а депутаты боятся гнева народа. Они не могут аргументировать украинцам, зачем это нужно, и сами, скорее всего, являются нарушителями", — говорит Александр Гречко.

Один из последних законопроектов №14133 (21–22 октября 2025) предлагает ввести систему штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения. Водителям будут насчитывать от 1 до 5 баллов в зависимости от тяжести нарушения. Накопление определенного количества баллов (15 для опытных и 10 для новичков) приведет к временному приостановлению водительского удостоверения с обязательным повторным обучением и сдачей экзаменов. Эта система призвана повысить дисциплину на дорогах и снизить количество повторных нарушений.

Напомним, в начале ноября, в селе Фрага Ивано-Франковской области судья за рулем автомобиля Lexus сбила двух пешеходов. В результате ДТП один человек погиб, второй получил травмы.