Беженцам укажут на двери? Что ждет миллионы украинцев в Европе после потери временной защиты

Читати українською
Автор
1276
Украинцы могут вернуться домой Новость обновлена 30 октября 2025, 10:59
Украинцы могут вернуться домой. Фото Колаж Телеграфу

Единого подхода пока не существует.

Срок действия директивы о временной защите Евросоюза для 4 миллионов беженцев из Украины истекает 4 марта 2027 года. К этому моменту государства-члены ЕС должны найти решение, как перейти к следующему этапу помощи украинским гражданам, покинувшим свой дом.

Эта тема стала ключевой во время мероприятия "После временной защиты: пребывание в ЕС, возвращение в Украину" в Центре европейской политики в Брюсселе. Детальнее рассказывает "Телеграф".

Что нужно знать:

  • Украинцам нужно будет оформлять национальные виды на жительство
  • Готовится отдельная программа для тех, кто хочет вернуться в Украину
  • Центры единства должны помочь украинцам узнать нужную информацию

"Мостик" к видам на жительство

"Я бы сказала, что мы переходим от защиты к партнерству. Мы переходим от статуса перемещенных лиц или беженцев к формированию диаспоры. Мы переходим от чрезвычайного реагирования и временных мер к расширению возможностей и долгосрочному восстановлению.

Даже несмотря на то, что сейчас в Украине падают бомбы, продолжаются атаки и война еще не завершена, мы должны готовиться к будущему", — рассказала Илва Йоганссон — — специальный посланник ЕС по вопросам украинцев.

Но, по ее словам, "временная защита должна оставаться временной".

Илва Йоганссон — специальная посланница ЕС по украинцам. Фото: Европарламент
Илва Йоганссон – специальная посланница ЕС по вопросам украинцев. Фото: Европарламент

"Большинство лиц, пользующихся временной защитой, находятся в ЕС почти четыре года, ведь большинство прибыло еще в начале полномасштабного вторжения. Конечно, нельзя оставаться во временном статусе так долго…

Важно, чтобы люди постепенно переходили от временной защиты к более устойчивому и соответствующему их ситуации правовому статусу. Мы знаем, что большинство уже хорошо интегрированы в государствах-членах: у них есть работа, они платят налоги, их дети посещают школы, они стали частью местных общин", — описала чиновница.

При этом переход к более устойчивому правовому статусу украинцев за границей будет решаться на национальном уровне и будет осуществляться через национальные виды на жительство. Они могут выдаваться, например, на основании трудоустройства, учебы, образования или семейных обстоятельств.

Кроме того, как сообщалось ранее, украинцы, которые пользуются временной защитой, также должны иметь возможность подавать заявки на получение статусов в соответствии с законодательством ЕС, например, в сфере высококвалифицированного трудоустройства.

Речь о Голубой карте ЕС, которая предоставляет иностранным гражданам возможность проживать и работать в государстве-члене ЕС при условии, что они имеют необходимую высшую профессиональную квалификацию или, при необходимости, высокий уровень профессиональных навыков, а также заключенный трудовой договор или подтвержденное предложение о работе сроком не менее шести месяцев с зарплатой не менее средней годовой брутто-зарплаты в этой стране.

Как рассказала Илва Йоганссон, ее задача как спецпосланника — помогать государствам-членам в процессе перехода и обеспечить скоординированный подход, чтобы разница между странами не была слишком большой, даже если действующее законодательство в каждой из них отличается.

Например, Германия — одна из стран, которая приняла более миллиона украинских беженцев. Как рассказал Ганс-Ульрих Бенра, руководитель рабочей группы по вопросам Украины в Федеральном министерстве внутренних дел, Берлин постоянно поощряет переход украинцев на национальные виды на жительство, в частности те, которые основаны на трудоустройстве.

"Германия использовала возможность обратиться в соответствующие офисы — местные отделы по делам иностранцев, иммиграционные службы, местные службы занятости — и содействовать таким переходам. Однако пока количество таких переходов остается достаточно низким.

Этому способствует то, что часто не выполняются юридические требования для получения национального разрешения. Поскольку временная защита дает доступ к рынку труда, нет острой необходимости проходить сложную и громоздкую процедуру перехода — и это одна из проблем, с которой нужно начинать", — сказал Бенра.

Он подчеркнул: украинские беженцы, которые могут обеспечить себе средства к существованию через трудоустройство с учетом уплаты социальных взносов, являются желанными в Германии.

"Учитывая диалоги, которые я уже провела с государствами-членами, в большинстве – а возможно, и во всех – будет необходимо создать определенный правовой "мостик", чтобы облегчить переход.

Я была политиком большую части своей жизни и хорошо знаю: когда речь заходит о новом законодательстве, то март 2027-го наступит очень быстро. Поэтому важно начать работу уже сейчас. Мы говорим о 4,7 миллионах украинцев. Конечно, не все они хотят остаться, но многие, по крайней мере, в нынешних условиях предпочтут остаться на время", — подчеркнула Илва Йоганссон.

При этом уязвимые группы населения — лица с инвалидностью, пожилые, а также те, кто по разным причинам нуждается в особой поддержке и не может работать — смогут и дальше пользоваться статусом, который по своим условиям близок к временной защите.

Что будут делать Центры единства

Отдельную программу готовят и для граждан, которые хотят вернуться домой, и для тех, по определенным причинам не готовых ехать в Украину, но хочет быть частью ее будущего восстановления.

"Я хотела бы рассматривать этих людей как "человеческие мосты", ведь у них чрезвычайный опыт.

Они хорошо знают государства-члены, где живут, владеют языками, понимают культуру, но при этом остаются украинцами, сохраняя свою идентичность. И когда Украина станет на путь членства в Европейском Союзе, эти люди будут играть чрезвычайно важную роль", — считает специальная посланница.

Для этого в странах ЕС готовят к открытию так называемые unity hubs – Центры единства. В настоящее время идет подготовка к их запуску в Праге и Берлине.

Предполагается, что хабы помогут поддерживать связь Украины со своей диаспорой, но в то же время будут предоставлять украинцам всю необходимую информацию, когда те будут готовиться к возвращению в свои города или села.

"Европейские государства также должны помочь — предоставить информацию о том, как найти работу, какие есть возможности, уцелел ли дом человека, какую поддержку он может получить для его восстановления, если это необходимо, признают ли дипломы детей в системе образования Украины и т. д.

Практических вопросов очень много. И государства-члены согласились создать программы добровольного возвращения", — рассказала европейская чиновница.

Она анонсировала обсуждение на уровне ЕС возможности поддерживать местные общины, куда будут возвращаться украинцы, — инвестировать в школы, садики, больницы, другие объекты инфраструктуры, которые будут полезны как тем, кто возвращается, так и внутренне перемещенным лицам, которые уже там проживают.

Также Илва Йоганссон высказала мнение, что в вопросах поиска работы для тех, кто вернется в Украину, нужно активнее привлекать бизнес — тысячи европейских компаний уже работают или инвестируют в Украине: "Они ищут людей, которые могут присоединиться к этим процессам, и это сфера, в которой мы можем действовать активнее".

Как добавила представительница Европейской Комиссии Насира Булегуат, в некоторых странах-членах наблюдаются определенные признаки усталости, а также формирование нарративов, которые могут привести к стигматизации украинских беженцев. И с этим следует бороться.

"Европа уже имела опыт с перемещениями — в частности в Сирии, — и мы знаем, как подобные настроения могут развиваться со временем. Мы должны это предотвратить и не допустить каких-либо форм предвзятости или дискриминации в отношении украинцев, ведь это реальный риск".

По ее мнению, "жизненно важным" является подход, который объединяет правительства, международные организации и гражданское общество.

Украинское правительство хочет поддержать общины

Заместитель Министра социальной политики, семьи и единства Украины по вопросам европейской интеграции Илона Гавронская рассказала, что украинское правительство работает на том, чтобы обеспечить услуги так называемого кейс-менеджмента.

Илона Гавронская — заместитель Министра социальной политики, семьи и единства Украины по вопросам европейской интеграции
Илона Гавронская — заместитель Министра социальной политики, семьи и единства Украины по вопросам европейской интеграции

"У нас есть опыт реализации программ для ВПЛ. Мы понимаем, что процесс возвращения из-за границы будет происходить определенным образом, поскольку людям нужно будет пройти так называемую предварительную регистрацию или запись в эту программу.

И мы, как правительство, работаем над тем, чтобы помочь людям понять, что им нужно сделать, к чему подготовиться в Украине, и какой вид государственной поддержки или помощи других организаций они могут получить, когда вернутся в свою общину", — сказала Гавронская.

По ее словам, замысел украинского правительства — инвестировать прежде всего в общины, которые будут готовы принять возвращающихся.