Инкассаторов поймали с уклонистом на границе: Нацбанк не спешит их проверять

Читати українською
Автор
Задержание злоумышленников Новость обновлена 17 декабря 2025, 18:41
Задержание злоумышленников. Фото facebook.com/UA.ZakarpattyaPolice

Банк сохранил инкассаторскую лицензию, поэтому может и дальше оказывать услуги

Национальный банк не начал проверок инкассаторской службы Аккордбанка в ответ на задержание полицией, пограничниками и СБУ с поличным двух инкассаторов этого финучреждения и из-за начала досудебного расследования по организации незаконного трансфера спецтранспортом этих инкассаторов и переправки через границу военнообязанных.

Об этом "Телеграфу" в эксклюзивном ответе сообщили в Нацбанке.

Кому принадлежит банк

Большая часть Аккордбанка принадлежит семье советницы президента Зеленского по вопросам восстановления Украины и инвестиций, нашего экс-посла в США Оксаны Маркаровой: 74,8% акций Аккорда принадлежит ее мужу Даниилу Волынцу. Банкиры сейчас много рассказывают о заботе и активных переговорах Маркаровой по этому вопросу. Рассказывают, что она прилагает много усилий, чтобы заверить правоохранительные и надзорные органы, что громкое инкассаторское преступление — досадный единичный случай и отнюдь не распространенное явление в инкассаторской службе Аккордбанка. Задействованы все связи и политико-экономическое влияние.

Не исключается сценарий, по которому инцидент с инкассаторами Аккордбанка просто "замнут".

Отвечая на официальный запрос "Телеграфа", НБУ отказался даже анонсировать проверку инкассации Аккордбанка и сохранил этому финучреждению инкассаторскую лицензию — эта структура может и дальше перевозить гривну, валютные ценности, оказывать другие услуги. Отдельно Нацбанк отметил, что не должен реагировать на обвинения силовых органов.

"Национальный банк внимательно следит за ходом расследования указанного случая. В то же время добавим, что решения, в том числе о мерах влияния, принимаются Национальным банком по результатам надзора за деятельностью банков, а не по результатам расследования правоохранительными органами", — говорится в эксклюзивном ответе НБУ для "Телеграфа".

Что произошло

Напомним, что более трех недель назад сотрудники Береговского районного отдела полиции совместно с работниками 27-го пограничного отряда и СБУ разоблачили двух работников Аккордбанка (жителей Львовщины) в незаконном использовании инкассаторского (служебного) автомобиля. Сотрудники банка вывозили в защитной капсуле (где должны перевозить наличные деньги и другие материальные ценности) этого транспорта мужчину призывного возраста через государственную границу.

В Нацбанке отказались объяснять свое нежелание сейчас проверять Аккордбанк.

Хотя регулятор признал, что инкассаторская служба Аккорда, как и других учреждений с соответствующей лицензией, должна выполнять четкие требования НБУ по перевозке гривны и валютных ценностей. То есть спецтранспорт не имеет права по желанию отдельных инкассаторов и без надзора и отчетов разъезжать где угодно с уклонистами на борту вместо наличных или банковских металлов. Функционирование таких автомобилей строго регламентировано и описано в нацбанковской Инструкции №29.

  • Первое – инкассаторский спецтранспорт должен быть оборудован устройствами слежения.
  • Второе — инкассаторские авто не просто отслеживаются, но и имеют вывод/оповещение на пульт или подразделение контроля. Когда спецтранспорт куда-то направляется согласно утвержденному банком маршруту, за ним должны следить. Каждое авто имеет тревожную кнопку для чрезвычайных ситуаций, сигнал с которой поступает в том числе в правоохранительные органы, например, в случае нападения или ограбления.
  • Третье – инкассаторские машины оборудованы камерами слежения (внутренними и внешними).
  • Четвертое — данные систем (слежения, оповещения и т.п.), которыми оборудован спецтранспорт, должны храниться и архивироваться банками не менее двух лет. В том числе информация об изменении местоположения этих авто и их маршрутов.
  • Пятое – минимальный состав экипажа инкассаторов состоит из трех человек: водитель, охранник, инкассатор.

"Национальный банк осуществляет контроль за выполнением банками требований Инструкции №29 при проведении плановых и внеплановых проверок", — подтвердила в ответе "Телеграфу" пресс-служба Нацбанка.

Знали или нет?

Описанный тщательный контроль в самом банке и со стороны регулятора доказывает только одно — ни один инкассаторский автомобиль не может бесконтрольно разъезжать по лесам рядом с границей без какого-либо контроля, незаконно транспортируя людей или что-то другое.

Именно из этого ныне исходит версия о том, что о вывозе уклонистов через границу с помощью инкассаторов знали не только в отдельном филиале/филиалах Аккордбанка, но и в центральном аппарате. "Знали" в этом случае означает "покрывали", поскольку речь идет о нарушении, по меньшей мере, профильной Инструкции Нацбанка №29. Она предусматривает перевозку банковскими инкассаторами только валютных и других ценностей, и точно не людей в защитной спецкапсуле, что было зафиксировано правоохранительными органами во время задержания в Закарпатской области.

Задержание инкассаторов. Фото Нацполиция
Задержание инкассаторов. Фото Нацполиция

Но все инкассаторские нарушения должны фиксироваться не только силовыми органами, но и Национальным банком, который согласно Инструкции №29 должен контролировать "соблюдение правил и порядка проведения операций по инкассации средств и перевозки валютных ценностей". Это его прямая обязанность. Когда НБУ начнет буквально выполнять его в случае с Аккордбанком, точно неизвестно.

Неизвестно также, совершали ли работники инкассаторской службы Аккорда аналогичные нарушения в других регионах (кроме Закарпатья). Нацбанк не сообщил "Телеграфу" о соответствующих проверках Аккордбанка с этой стороны.

Инспекционные проверки

НБУ рассказал "Телеграфу", что в течение полномасштабной войны (2022—2025 годов) осуществил плановые инспекционные проверки 11 банков с собственными подразделениями инкассации:

  • 2023 год — Банк ¾;
  • 2024 год — Приватбанк, Ощадбанк, Банк Восток, Радабанк, Индустриалбанк и упомянутый Аккордбанк;
  • 2025 год – Сэнс Банк, Укргазбанк, ПУМБ и Банк Южный.

За это время было проведено 12 проверок небанковских учреждений, занимающихся инкассацией.

Нацбанк осуществляет плановые проверки инкассаторов каждого банка по меньшей мере раз в три года, а внеплановые — когда считает нужным.

"Внеплановые проверки проводятся при наличии обоснованных оснований на основании решения правления Национального банка, а также по поручению главы Национального банка, его первого заместителя или заместителя, который по распределению функциональных обязанностей осуществляет общее руководство процессами денежного обращения", — ответил НБУ по запросу "Телеграфа", не объясняя, что именно считает "обосновой".

Об обнаруженных за последние четыре года нарушениях во время инкассаторских проверок НБУ ни в коем случае не сообщил. В то же время видно, что банки не теряли инкассаторские лицензии Нацбанка. На текущий момент у них 20 банковских учреждений из 59 действующих. НБУ предоставил "Телеграфу" полный список:

  1. ПриватБанк;
  2. Сбербанк;
  3. Смысл Банк;
  4. А-Банк;
  5. ПУМБ;
  6. УкрСиббанк;
  7. Райффайзен Банк;
  8. Аккордбанк;
  9. Банк "Клиринговый дом";
  10. Индустриалбанк;
  11. Банк Южный;
  12. Радобанк;
  13. Банк ¾;
  14. Банк Альянс;
  15. Банк "Грант";
  16. Кредобанк;
  17. Кристаллбанк;
  18. Полтава-Банк;
  19. МТБ Банк;
  20. Банк Восток.

Общий транспортный парк этих банков составляет около 1,5 тысячи оперативных автомобилей. Еще более 130 единиц спецтранспорта располагают 11 небанковскими учреждениями, которые также занимаются инкассацией по разрешениям Нацбанка.

То есть, если НБУ все же проведет проверку Аккордбанка и решит лишить его инкассаторской лицензии по ее результатам, то рынок этих перевозок сможет оперативно перестроиться и приспособиться к другим участникам и условиям. Никаких пробелов возникнуть не должно.

Но в объективные инкассаторские проверки Нацбанка и применение к Аккордбанку мер в виде штрафов или лишения лицензии — мало кто верит. В том числе из-за политической влияния Оксаны Маркаровой, семья которой владеет Аккордом. Даже под угрозой ответственности уже самого Национального банка, который сейчас медлит с элементарной проверкой Аккордбанка после громкого инцидента.

Комментарий юриста

Если правоохранители выявят повторение злоупотреблений в том же Аккорде, руководство Нацбанка могут обвинить по ст. 367 Уголовного кодекса – служебная халатность, которая предусматривает от 2 до 5 лет лишения свободы.

В то же время и в такой сценарий сейчас мало кто верит.

"Не верю в объективную реакцию Национального банка на нарушения службой инкассации Аккордбанка, даже если такие нарушения будут установлены и доказаны правоохранительными органами. В какие-то беспристрастные проверки НБУ, тем более в отзыв лицензии по инкассации, тоже не верю. По моему мнению, от главы Нацбанка Андрея Пышного можно ожидать лишь политически мотивированного решения, на которое повлияют акционеры Аккордбанка, и чего-то даже похожего на справедливость мы не увидим. Даже при условии привлечения отдельных работников Аккорда к уголовной ответственности", — прокомментировал "Телеграфу" ситуацию старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.