В Италии арестован сбежавший из России партнер Ротенбергов: есть ли связь с загадочными смертями топ-менеджеров

Читати українською
Автор
7460
Борис Сакун арестован на элитном курорте Портопикколо
Борис Сакун арестован на элитном курорте Портопикколо. Фото ilpiccolo.it

Показательная история краха компании потомственного строителя Бориса Сакуна, который очень не хочет возвращаться на родину

Поздним вечером 27 июля в маленьком курортном поселке на севере Италии местная полиция арестовала гражданина России, который находился в международном розыске. Впоследствии стало известно, что арестованным является Борис Сакун – руководитель и владелец крупной российской строительной компании "Региональная строительная компания" (РСК).

История краха компании Бориса Сакуна, чей отец руководил строительством Байкало-Амурской магистрали, ярко иллюстрирует, в какую бездну рушится экономика России после трех лет военной авантюры Путина.

Арест россиянина на закрытом элитном курорте Портопикколо возле Триеста прошел тихо и не привлек внимания окружающих. Как только гостиница, где поселился Сакун, как того требует итальянское законодательство, сообщила его имя в полицию, агенты наведались к бизнесмену. Управляющий отелем даже не заметил исчезновения своего российского гостя, поскольку он заплатил за номер заранее.

На родине Бориса Сакуна обвиняют в мошенничестве и невыплате заработной платы. В декабре 2024 года рабочие московской "Региональной строительной компании", строящей участок стратегической автотрассы Москва – Казань – Екатеринбург на территории Башкирии, пожаловались в видеообращении Путину, что компания не платит им деньги уже несколько месяцев.

Именно эта жалоба башкирских рабочих стала поводом для возбуждения уголовного дела против руководителя и собственника компании Бориса Сакуна и впоследствии его бегства в Италию.

Потомственный строитель, партнер Ротенберга и друг Брежнева

"Хватит дурака валять, Борис, выходи завтра на работу", — потребовал Брежнев, и так он оказался в центральном аппарате Корпорации "Трансстрой". Авторы статьи в отраслевом журнале считают, что именно друг семьи Сакунов, последний министр транспортного строительства СССР Владимир Брежнев в начале 90-х дал старт карьере будущего владельца РСК.

Борис Сакун. Фото из отраслевого журнала Дороги и транспорт, 2024 год
Борис Сакун. Фото из отраслевого журнала "Дороги и транспорт", 2024 год

Через 20 лет, будучи директором компании "Транстроймеханизация" (ТСМ), входящей в орбиту братьев Ротенбергов, Борис Сакун примет участие во всех важнейших проектах Путина, в том числе в строительстве крымского моста и олимпийских объектов в Сочи. А в 2017 году компания ТСМ под его руководством с нуля построила международный аэропорт "Платов" в Ростове-на-Дону.

В 2020 году Борис Сакун неожиданно возглавил ранее незаметную московскую компанию "Региональная строительная компания" (РСК), а позже стал ее владельцем. После этого новая компания Сакуна, имевшая широкие связи в Москве, легко стала выигрывать тендеры на строительство крупнейших проектов в регионах России, финансируемых из бюджета.

Например, оккупационные власти Крыма без конкурса поручили ему ремонт важных региональных дорог, реконструкцию аэропорта Бельбек, строительство канализационно-очистных сооружений (КОС) в Севастополе, Ялте, Алуште, Судаке, Феодосии.

Ранее один из соучредителей компании РСК строил дачи Путина и директора ФСБ Бортникова с шестиметровым забором в поселке Олива на ЮБК.

В Башкирии РСК получила договор на строительство участка автотрассы Москва – Казань – Екатеринбург, а в Алтайском крае – транспортной развязки на центральной улице Барнаула. В Приморском крае РСК подрядилась ремонтировать ряд региональных дорог, мосты и виадуки, а на Сахалине строила окружную дорогу и аэропорт.

Общий портфель госконтрактов компании превышал 110 млрд рублей ($1,32 млрд по текущему курсу).

Для сравнения, на реконструкцию всех 5,5 тысячи аварийных мостов России Путин выделил 200 млрд рублей.

От Сахалина и до банкротства – трудовой путь российского бизнесмена

"Мы долго анализировали, в результате нашли очень надежного партнера", – объяснял в 2020 году выбор возглавляемой Борисом Сакуном компании РСК в качестве подрядчика строительства городских очистных сооружений глава оккупационной администрации Севастополя Михаил Развожаев.

Тогда, подписывая многомиллиардный контракт, Борис Сакун вряд ли думал, что через пять лет его компания обанкротится, а он окажется в итальянской тюрьме.

Проблемы у РСК начались в 2023 году, после начала широкомасштабного вторжения России в Украину. Сначала появилась информация, что компания задолжала налоговой. Затем РСК начала задерживать оплату поставщикам материалов и услуг. Так, например, компания задолжала около 110 млн рублей Благовещенскому заводу бетоноконструкций из Башкортостана, а карьеру из Сахалинской области – 229 млн рублей.

В 2024 году москвичи перестали платить даже зарплату своим рабочим в регионах. Долг по оплате труда свыше 1,8 тыс. строителей в Башкирии на прокладке автотрассы "Восход" превысил 370 млн рублей.

Рабочим в Приморском крае РСК задолжала 330 млн рублей.

Аналогичные проблемы с зарплатой появились на объектах РСК в Сахалинской области.

В мае 2025 года Арбитражный суд Москвы признал компанию РСК банкротом.

Всего претензии к строительной компании предъявляют не менее сотни кредиторов.

Что б они ни делали, не идут дела — после них останутся дороги в никуда

В России причиной краха РСК считают бегство Бориса Сакуна. "Генеральный директор (Б. Сакун.Ред.), который все это развалил, он смылся в Австрию. Его здесь нет в России. И, наверное, все деньги ушли в Австрию", — повторял журналистам версию прокуратуры руководитель приморского подразделения РСК Леонид Вильчинский.

Обложка журнала Дороги и транспорт, 2024 год
Борис Сакун: "После нас останутся наши дороги". Обложка журнала "Дороги и транспорт", 2024 год

По данным итальянских СМИ, следственные органы России вменяют Борису Сакуну хищение огромной суммы — 5 млрд рублей (55 млн евро по текущему курсу).

Однако бегство руководителя строительной компании с остатками кассы накануне банкротства – это, как правило, заключительный этап длительного процесса деградации структуры, — объяснил "Телеграфу" на условиях анонимности по причине безопасности руководитель консалтинговой компании, специализирующейся на банкротствах.

На ухудшение ситуации в конкретной строительной компании, по мнению эксперта, повлияли, в частности, резкое повышение стоимости строительных материалов, трудовых ресурсов, высокие ставки кредитования и незапланированный перенос сроков финансирования со стороны заказчиков.

Как пояснил эксперт, строительные компании такого масштаба, как РСК, выполняют сразу несколько контрактов. Получив аванс в одном месте, компания инвестирует деньги в следующий проект. При таком подходе должен строго соблюдаться график финансирования.

"При переносе сроков финансирования у подрядчиков возникают кассовые разрывы, которые в условиях высокой ключевой ставки зачастую невозможно закрыть кредитными средствами", — соглашается с экспертом гендиректор российской компании INFOLine-аналитика Михаил Бурмистров.

Опытный руководитель Борис Сакун, очевидно, понимал безнадежность нынешней ситуации в строительной отрасли, поскольку еще осенью 2024 года, задолго до решения суда о банкротстве, переоформил компанию на дочь и в декабре, за неделю до возбуждения уголовного дела, покинул Россию.

Строители подождут. Денег хватает только на войну

Версию экспертов о причинах банкротства РСК подтверждает доклад Национальной ассоциации инфраструктурных компаний России (НАИК), которая объединяет крупнейших игроков отрасли. В документе Ассоциация предупреждает Путина о предстоящей "деградации отрасли", массовом банкротстве подрядчиков и сокращении персонала.

Среди причин деградации Ассоциация перечисляет именно те, которые назвал выше эксперт по банкротству: смещение финансирования по уже реализующимся объектам в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек.

Цены в России на щебень, песок, битум, арматурный и листовой прокат, дизельное топливо и пр. пугают даже российского вице-премьера Марата Хуснулина. По его словам, с 2021 года цены на стройматериалы поднялись почти на 64%.

Российские строители жалуются, что на фоне роста издержек объемы финансирования проектов снижаются или переносятся. "По объектам, которые планировалось построить в 2024 году, стоимостью от 5 млрд рублей и выше, финансирование перенесено на последующие годы", — указывается в докладе ассоциации.

В Кремле ничем не могут помочь строителям, поскольку знают, что смещение сроков финансирования строительных госпроектов вызвано нехваткой денег в бюджете РФ. Расходы государственного бюджета России стремительно растут из-за войны, а доходы неуклонно падают из-за санкций. В результате расходы превышают доходы. По итогам 2025 года дефицит российского бюджета может достичь 8 трлн рублей, что является критическим уровнем.

Чтобы сократить дефицит бюджета, Минфин России вынужден ограничивать финансирование гражданских сфер, и в первую очередь инфраструктурных проектов.

"При подготовке бюджета (на 2026 год.Ред.) какие-то инфраструктурные проекты могут быть перенесены", — признался министр финансов России Антон Силуанов на заседании Совета Федерации России. Как говорится, денег едва хватает на войну.

Недостроенные мосты становятся новой достопримечательностью России

Жители поселков Барановский и Тереховка в Приморском крае России чувствуют себя отрезанными от большой земли. Мост, который должен был соединить их с цивилизацией, строила компания Бориса Сакуна. Строители залили две опоры, но потом работа встала и больше не движется. Банкротство РСК вновь отодвинуло на неопределенный срок строительство важного моста, который местные жители ждали пять лет.

"Предприятие (строительная компания РСК.Ред.) головное — оно большое. Много-много по России точек. И практически везде сейчас сложилось такое тяжелое финансовое положение", — описал последствия банкротства компании руководитель Приморского подразделения РСК Леонид Вильчинский.

По данным на конец августа 2025 года, известно по меньшей мере о срыве 11 госконтрактов, которые исполняла РСК.

В частности, кроме вышеупомянутого моста, в Приморском крае заморожена реконструкция моста через реку Астраханка. В Алтайском крае остановлено строительство транспортной развязки на центральной магистрали Барнаула.

В Крыму не выполнен ремонт дороги Бахчисарай – Ялта, пролегающей через гору Ай-Петри.

Третий раз поменяли подрядчика многострадальных канализационно-очистных сооружений в Севастополе.

А сроки завершения строительства очистных сооружений в Форосе, Симеизе, Ялте, Алуште, Судаке и Коктебеле еще раз сдвигаются.

Причем история обанкротившейся московской компании, не выполнившей госконтракты, не уникальный случай в России.

По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) в России, каждый четвертый госконтракт в строительстве не исполняется. Всего за три года после начала широкомасштабного вторжения в России были разорваны договоры с подрядчиками на общую сумму 750 млрд рублей.

На родину не рвется. Там выходят через окно не прощаясь

В настоящее время Борис Сакун находится в тюрьме Триеста. Апелляционный суд этого итальянского города должен принять решение о его экстрадиции. Российский бизнесмен явно не хочет возвращаться на родину и добивается освобождения.

По мнению местных обозревателей, итальянскому судье будет не просто выдать Бориса Сакуна российским властям, учитывая ситуацию на его родине, где не менее 20 руководителей высшего звена и бизнесменов покончили с собой или умерли при подозрительных обстоятельствах.

Причем в полицейском управлении Триеста, агенты которого задержали Бориса Сакуна, особо отметили, что уголовное преследование подозреваемого все еще находится на стадии предварительного расследования и фактическая ответственность будет изучена в ходе дальнейшего судебного разбирательства.