Супер отдых или надкушенная еда и плесень? В жалобах на известный санаторий чиновники проблемы не видят

Читати українською
Автор
1713
Фото, сделанные отдыхающими, впечатляют. Фото Коллаж "Телеграфа"
Фото, сделанные отдыхающими, впечатляют. Фото Коллаж "Телеграфа"

Не всегда заявленные санаторием условия оказываются такими же в реальности

Вокруг бесплатного отдыха детей из семей военнослужащих, в том числе погибших воинов, финансируемых из бюджета Киева, разворачивается скандал. Для некоторых поездка в лагерь, действующий в одном из санаториев на Закарпатье, оказалась полным разочарованием из-за состояния комнат, качества питания, отсутствия медицинской помощи и даже буллинга. Негативных отзывов хватает в Интернете, при этом организаторы оздоровления – Киевской городской государственной администрации – говорят лишь о двух жалобах, а администрация санаторно-курортного заведения делится благодарностями от детей и взрослых.

"Телеграф" узнал, как организован отдых льготных категорий и услышал мнение отдыхающих и тех, кто предоставляет им услуги.

Плесень в номерах и хлебные котлеты

Вопрос качества бесплатного оздоровления детей льготных категорий, которое предлагают в Киевской городской государственной администрации (КГГА), на своей странице в Facebook подняла писательница-переводчица и волонтер Тамара Гориха Зерня. По ее словам, получив в школе старшего ребенка рассылку с информацией о возможности такого формата отдыха на базе санатория "Карпаты" (расположен в одноименном селе Мукачевского района Закарпатской области на территории бывшей резиденции графа Шенборна), она поинтересовалась, что о нем пишут в сети.

"Такого трэша в отзывах давно не видела, – написала Тамара. – В Киеве эти путевки предлагались детям военных и детям погибших. Особая, уязвимая категория детей, которым нужно внимание, уважение и бережное отношение. Зато их поселили в хлеву, кормили помоями, оставили без медицинского и педагогического сопровождения".

В замке Шенборнов находится отдел маркетинга и один из корпусов, кроме этого тут есть еще три корпуса.

Действительно, на странице санатория в Google время, проведенное там, отдыхающие вспоминают преимущественно в негативном ключе. Претензии касаются, во-первых, состояния жилых комнат и чистоты в них. Например, Инесса Несевря, которая была здесь с ребенком в августе 2024 года, отметила, что при заезде комната была не убрана: "В комнате пыль, старые бутылки… Единственное, что была туалетная бумага и чистые полотенца — конечно не первого сорта", — пишет женщина.

Туалетная бумага и чистые полотенца – все, что отметила в отзыве Инесса

Похожую ситуацию описывает и Алина Подолянко: "Сначала нас заселили в номер 532 в 1 корпусе. Мало того, что номер был не убран, там воняло мочой, в туалете тоже воняло да еще и плесенью были покрыты все стены там". А Виктория Сабинская говорит о том, что сантехника повсюду "обнять и плакать", ее давно нужно было заменить. А еще женщина обращает внимание, что вместо поселения в 2-3-х местных номерах мамам с детьми предлагают комнаты, рассчитанные на большее количество человек и укомплектованные двухъярусными железными кроватями. Также встречаются упоминания о том, что улучшить условия проживания можно за доплату, конечно, неофициальную.

Жительница столицы Наталья, с которой пообщался "Телеграф", говорит, что впервые в санатории "Карпаты" вместе с ребенком она была в 2018 году по программе от КГГА "Забота. Навстречу киевлянам". Вспоминает, что условия были более мене приемлимые, если не считать плесень в ванной комнате и нюансы с поселением.

– Люкс мы не ожидали увидеть и в 2023 году, когда нам предложили второй раз поехать в санаторий, – говорит собеседница. – Мы просто воспользовались возможностью уехать из Киева, отдохнуть от тревог и обстрелов, но были шокированы состоянием комнаты в первом корпусе, куда нас поселили в этот раз. "Убитая" мебель, в частности, на втором ярусе кровати сломаны ламели, грязное покрытие на полу, шторка в ванной в плесени (правда, последнюю нам оперативно заменили) и т.д. В общем, санаторий не приспособлен для детей, не понятно, как там может существовать лагерь.

Потрепанная мебель и грязный ковролин – не то, что хотели бы увидеть отдыхающие санатория

Второй момент, на который обращают внимания отдыхающие, попавшие в "Карпаты" за собственные деньги, так и за бюджетные средства – качество питания. Меню называют однообразным и пресным, отмечают нехватку мест за столами, иногда грязную посуду и т.д. "На завтрак, обед и ужин почти каждый день хлебная котлета с рисом, пюре или гречкой. Каждый день все одно и то же. Тарелки всегда были грязные, а ложки с вилками в каком-то жире. Однажды в супе попалась муха, а потом на обед вообще принесли надкушенную ножку. То есть то, что не съела первая смена, доедает вторая смена. Пища всегда была холодной, хотя приходили на 15-20 минут раньше. Воды питьевой нет, кроме той, что в столовой, приходилось ходить к источнику", — так этот аспект описывет Алина Подолянко.

Алине не повезло ни с условиями проживания, были претензии и к качеству питания.

- Питание — это отдельная история, хуже чем в санатории "Карпаты" я еще не видела, — подтверждает ситуацию, описанную в интернет-отзывах и собеседница нашего издания Наталья. – Меню однообразное – преимущественно каши (картофельное пюре иногда на замену) и курица, которую готовят по одному и тому же рецепту, так что мы дома потом ее еще долго не употребляли. Еще хлебные котлеты, овощные супы на воде, изредка борщ, огурец и помидор был несколько раз, еще яблоко или слива, йогурт или кефир. И так по кругу 21 день. Готовят невкусно, все очень пресно, возможно, для пожилых людей, которые здесь отдыхают, это и ок, но это точно не детское меню.

Интересный досуг или отсутствие контроля

Отдельная тема отзывов – функционирование детского лагеря на базе санатория, он, кстати, работает не так давно, ведь "Карпаты" всегда был профсоюзным санаторно-лечебным заведением. О "детских голосах" на территории заведения, например, упоминали год назад на официальном портале Федерации профсоюзов Украины. Тогда там были дети из Черкасской, Киевской, Закарпатской, Донецкой и других областей. Как уверяют авторы статьи, они жили в комфортных комнатах, были обеспечены 5-разовым питанием, медицинским обслуживанием и имели интересный досуг – многочисленные культурно-спортивные мероприятия и экскурсии.

Идея с отдыхом детей в санатории – отличная, а с реализацией, кажется, есть проблемы

А вот как это выглядит с другой стороны. Например, Татьяна Капиносова, дети которой отдыхали в лагере на базе санатория в июле 2024 года, отметила общую плохую организацию отдыха. При этом она обратила внимание как на вопросы безопасности (проживание детей в одном здании со взрослыми отдыхающими, из-за чего они не могли самостоятельно передвигаться по территории), так и низкую квалификацию персонала, работающего с детьми. "Юные вожатые не могут заинтересовать, организовать детей. Дисциплина, построенная на уважении, в коллективе отсутствует. Приструнить нарушителей, издевающихся над меньшими, не могут. Информация в группу родителей не предоставляется, чем ребенок занимался и что планируется на следующий день, неизвестно. Родители не могут пол смены найти контактов вожатых, сами виноваты", — пишет Татьяна.

У Татьяны собрался целый список претензий к детскому лагерю

А Ольга Кладий вообще заявляет о буллинге по отношению к ее ребенку. По словам женщины, когда уже последствия издевательств были очевидны, вожатые вовремя не вызывали скорую и не сообщили родителям. "Ребенок почти перестал разговаривать, но синяки по всему телу говорят сами за себя. Директор и молодые вожатые (которые судя по всему с собой не могут справиться, не говоря уже о детях) отказываются объяснить, что произошло. Кроме того, еще и в телефоне ребенка вытерли все данные до заводских настроек, что делает невозможным найти хоть какую-то информацию", – отмечает в своем отзыве женщина.

Одна из мам настаивает, что ребенок в лагере стал жертвой буллинга

Еще одна мама – Ирина Макуха в комментариях на Facebook отмечает, что детям не дают возможность зарядить телефоны. "Вернулись больные, младшая похудела на 7 кг за три недели, рассказывали о холодной воде, голову мыли холодной водой, плохую пищу и хамское отношение со стороны взрослых работников", — описывает общие впечатления женщина.

Холодная вода, плохая пища и хамское отношение со стороны работников – такие впечатления у детей Ирины.

При этом взрослые, отдыхавшие в санатории, жалуются на отсутствие контроля над детьми в лагере. Поэтому громкая музыка и танцы допоздна, что мешает спать другим, и тому подобное.

Взрослые пациенты санатория жалуются на питание и соседство с детским лагерем

"Телеграф" обобщил проблемные вопросы, очерченные в отзывах, и пытался услышать на них ответ в администрации санатория. На связь вышел директор детского лагеря Александр Сватенков, сообщивший, что видел негативные комментарии. Один из них с фото ржавой душевой лейки он подверг сомнению, отметив, что таких в номерах давно нет. При этом подчеркнул, что уборка осуществляется в жилых комнатах каждые два дня.

Положительные отзывы найти также можно, но их оставляют те, кто отдыхал за собственные деньги

– Конечно, когда ты работаешь с большим количеством людей, в любом случае будут те, кто останется чем-то не удовлетворен, – считает собеседник. — Директора также подчеркнул, что все вопросы, возникающие в работе лагеря, оперативно решаются, так как он сам в постоянном контакте с вожатыми и детьми. По поводу буллинга Сватенков сообщил, что один факт действительно имел место в прошлом году (но идет ли речь об описанный выше ситуации – неизвестно – Авт ), но о нем была поставлена в известность ювенальная полиция, конфликт впоследствии разрешился и дети нормально общались до конца смены.

Директор лагеря поделился положительными отзывами детей и родителей о лагере

В противоположность критике директор лагеря прислал несколько положительных отзывов с благодарностями от детей и родителей с внутреннего чата. Но больше конкретики предоставлять в телефонном разговоре не стал, потому что очень переживал, каким образом будут использованы его слова, и взял паузу, чтобы взвесить каждое и дать основательный комментарий. "Телеграф" направил запрос с вопросами, которые поднимали взрослые в комментариях, на адрес администрации санатория "Карпаты", но пока ответа не получил.

Путевок купили на миллионы – жалоб получили только два

Поинтересовалось наше издание мнением о качестве отдыха киевлян льготных категорий и у его организаторов – КГГА. В ответе на запрос сообщили, что санаторно-курортное лечение и оздоровление жителей столицы осуществляется по двум направлениям. За один отвечает Департамент ветеранской и социальной политики, а финансирование идет через целевую программу "Забота. Навстречу киевлянам" и "Поддержка киевлян – Защитников и Защитниц Украины". В первом случае за бюджетные средства путевками обеспечиваются ветераны войны и труда, члены семей погибших (умерших) ветеранов войны (которым исполнилось 18 лет), пострадавшие участники Революции Достоинства, лица с инвалидностью, дети войны, граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы.

Хорошая природа – это то, что после визита в санаторий, хвалят все

Покупаются путевки через открытые торги, и в этом году их победителями стали заведения в разных регионах, в частности, "Санаторий "Золотая нива" (с. Сергеевка, Белгород-Днестровский р-н, Одесская область), "Санаторий-профилакторий "Диброва" (г. Белая Церковь, Киевская область) и ЧП "Ярина" санаторий "Конвалия" (г. Трускавец, Львовская область), а также три санатория в Закарпатье – дочерние предприятия ЧАО "Укрпрофздравница": "Верховина", "Карпаты" и "Солнечное Закарпатье". Именно в "Карпатах" на 1 декабря 2024 года КГГА приобрело 574 путевки, или 17,5% от общего количества (в общей сложности их было 3278).

Чиновники департамента сообщили только о двух жалобах на условия пребывания в "Карпатах"

Этот же санаторий "Карпаты", а также Оздоровительно-профилактический комплекс "Планета здоровья" (г. Трускавец, Львовская область) принимали в этом году еще одну льготную категорию киевлян, а именно детей военнослужащих, подразделения которых дислоцируются на территории столицы, а также детей погибших воинов, как во время АТО, так и полномасштабной войны, бойцов, находящихся в плену или тех, кто числится без вести. Для них был предусмотрен отдых в сопровождении одного из родителей или законного представителя. Такую возможность с начала года получил 941 ребенок и 730 взрослых, которые были вместе с ними. Также в санаторий "Карпаты" детей льготных категорий на отдых направляет Департамент молодежи и спорта КГГА. За 11 месяцев 2024 их было 515, в том числе 94 ребенка участников боевых действий.

Еще один департамент КГГА, который занимается детьми, вообще не слышал о жалобах.

В общей сложности ГП "Клинический санаторий "Карпаты" продал двум департаментам КГГА путевок на 68,6 млн. гривен (из них на 58,9 млн. гривен заключены договоры с Департаментом ветеранской и социальной политики и на 9,7 млн. гривен – Департаментом молодежи и спорта). При этом чиновники говорят лишь о двух жалобах на условия пребывания в санаторно-лечебном заведении, что поступили к ним от киевлян. Реакцией на это стал обмен письмами с поставщиком услуг и все.

КГГА в лидерах по закупке путевок в санаторий "Карпаты"

Стоит отметить, что у санатория "Карпаты" есть все документы, подтверждающие способность организовать на достойном уровне оздоровление и отдых взрослых и детей. Их можно найти на сайте Prozorro, на пример, на странице тендера на 10,5 млн. гривен, проводившегося летом этого года. В приложениях — акт санитарно-эпидемиологического обследования объекта, где не содержится никаких замечаний от представителей ГУ Госпродпотребслужбы Закарпатской области; сертификаты на систему управления качеством; справка о внедрении системы управления безопасностью пищевых продуктов в столовой и о наличии медпункта с набором всех необходимых медицинских препаратов и приспособлений; программа психологической поддержки и эмоционального восстановления детей и т.д. Вдобавок — фото корпусов и нескольких комнат для проживания, все выглядит скромно, но вполне прилично и чисто, а также столовой, бассейна и прилегающей территории.

Фото по тендерному предложению санатория отличается от того, что увидели отдыхающие

Стоит отметить, что не только КГГА — постоянный клиент "Карпат" второй год подряд, среди покупателей путевок есть также Черкасский городской совет, который потратил в этом году 24,8 млн. гривен, а также учебные заведения Бориспольского района Киева, потратившие в целом 11,3 млн. грн. В целом, начиная с 2020 года, доходы санатория резко пошли вверх, и если тогда составляли 20,4 млн. гривен, то уже в 2023 – выросли до 102,3 млн. гривен.

Доходы санатория "Карпаты" за последние годы за счет бюджетных клиентов ощутимо выросли

Пока картина выглядит так, что при закупке путевок на оздоровление детей и взрослых льготных категорий чиновники как КГГА, так, наверное, и других регионов ориентируются прежде всего на наличие соответствующих документов у участников тендеров. И, конечно, без этого никак, но, кроме формального подхода, стоило бы все-таки интересоваться бекграундом участников торгов. Ведь на санаторий "Карпаты", несмотря на его замечательную локацию (единственный позитив на котором сходятся все), жалуются не первый год. В отзывах как несколько месяцев назад, так и год назад, два, и даже шесть – похожие по содержанию сообщения о плохо убранных номерах, плесени, однообразном питании, что не способствует оздоровлению, а наоборот иногда вызывает дополнительные проблемы с желудком и оставляет в целом плохое послевкусие.

Несколько лет назад отзывы на санаторий "Карпаты" также были отрицательными.

А киевлянам, получившим возможность отдохнуть в горах бесплатно, стоит все-таки не ограничиваться только негативными отзывами в сети, а доносить свою позицию организаторам оздоровления и отдыха и потребовать более действенных мер, чем просто обмен письмами с санаториями, предоставляющими некачественные услуги. Как сообщила в соцсетях писательница-переводчица и волонтер Тамара Гориха Зерня, привлекшая внимание к бесплатным путевкам в санаторий "Карпаты", этот вопрос взял под свой контроль командир батальона беспилотных систем 53 ОМБр и депутат Киевского городского совета Александр Погребиский. "Находясь в зоне боевых действий, он находит время писать авторам этих отзывов, звонить по телефону, говорить с ними", — отметила активистка. Эту информацию "Телеграфу" подтвердила помощница депутата и призвала киевлян, недовольных сервисом в "Карпатах", оформить претензии в письменном виде, что позволит предметно разговаривать с поставщиками услуг.