Охота на локомотивы: как защитить украинские поезда и не дать россиянам положить логистику
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 1142
Россия пытается вывести из строя железнодорожную инфраструктуру: чем это грозит и спасут ли Украину грузовики
Россия коренным образом изменила стратегию ударов по украинской железной дороге — теперь враг целенаправленно атакует не только стратегические объекты, но и отдельные поезда. Генеральный директор "Укрзализныци" Александр Перцовский сообщил, что российские силы каждую ночь запускают 6-7 ударных дронов-камикадзе "Шахед", направляя их на локомотивы.
"Телеграф" рассказывает, почему оккупанты переключились на тяговой состав, как работают новые дроновые атаки и можно ли защитить железную дорогу от беспилотников.
Почему именно локомотивы стали главной целью
Летом 2025 г. россияне начали применять принципиально новую тактику. Ранее у РФ не было достаточно ресурсов, чтобы тратить беспилотник на один локомотив. Теперь могут позволить себе применять Шахеды даже для поражения отдельных поездов вместо стратегических объектов.
Перцовский заявил, что атаки, в результате которых пострадали десятки подстанций, связаны с резким увеличением количества беспилотников большой дальности, производимых российским военно-промышленным комплексом. "Раньше у них просто не было достаточно ресурсов, чтобы один боевой беспилотник выследил локомотив. Теперь они могут позволить себе использовать дроны для поражения отдельных локомотивов, а не стратегических целей", — отметил Перцовский.
Под ударами оказались десятки подстанций и железнодорожные узлы, в том числе Лозовая, Синельниково и Казатин.
По словам Перцовского, у россиян две основные цели: "посеять панику среди пассажиров" и "нанести удар по экономике в целом".
Политический эксперт и старший офицер ВСУ Виктор Таран объясняет логику россиян: "Зачем нам бить 100, 200, 300 вагонов? Выбить один локомотив, и эти вагоны никогда не уедут".
Эксперт подчеркивает ключевую роль железной дороги в военной логистике: "Логистика, если так можно сравнить, это как сосуды у человека, по которому течет кровь. Если логистика будет плохая, то мы можем проигрывать".
Украина унаследовала советскую систему, где армейская логистика планировалась через структуру железных дорог. "Дороги были всегда плохи", — отмечает Таран, напоминая о двух бедах Российской империи: "дураки и дороги".
Используют два типа дронов: как бьют по подвижному составу.
Виктор Таран подробно рассказывает о механизме атак. Существует два типа дронов, которые могут эффективно атаковать поезд: "Или оператор смотрит и выбирает цель, затем догоняет и падает сверху вниз. Или такие системы, как самонаведение с искусственным интеллектом", — объясняет эксперт.
Автономные дроны летят в заданном направлении, зависают в воздухе и ждут цели. Их камера работает, процессор анализирует и фиксирует объекты. "Когда он видит что-то похожее, что у него есть в памяти, он подбирает совпадение. Они смотрят по контурам, по скорости".
После определения цели запускается система донаведения: "Он смотрит расстояние, скорость, учитывает свою траекторию и дальше работа оператора уже не нужна".
Защита локомотивов: от сеток до навесов
Из-за усиления атак "Укрзализныця" начала защищать локомотивы антидроновыми сетками, похожими на используемые для танков. "От баллистики и ракет не защитит, а от дронов да", — комментирует Таран.
Такая защита подходит для всех типов локомотивов, включая электрические. "Все равно удар дрон будет наносить сверху вниз. Поэтому нужно думать, как себя защищать именно сверху", — подчеркивает эксперт.
Эксминистр транспорта Василий Шевченко рассказывает о дополнительных методах защиты: "Есть очень простой вариант — габионы, разных типов. Более дорогие, более дешевые, более высокие, более низкие, двухъярусные".
Самый дорогой вариант — кардинальное изменение инфраструктуры: "По большому счету, если дорогой сценарий, то это перенос этих подстанций под землю, потому что контактная сеть, она ремонтируется, как железнодорожное полотно, и ремонтируется легче, чем автомобильные пути".
Шевченко объясняет преимущества железной дороги: "У Украины есть так называемые восстановительные поезда, которые восстанавливают все это. Мало того, на период, когда есть не очень серьезные повреждения, железная дорога имеет мобильные тяговые подстанции. Когда выключается, ставится мобильная подстанция и ремонтируется поврежденная подстанция".
В общем, тактика напоминает действия россиян в Сирии, где из-за отсутствия противовоздушной обороны они беспрепятственно атаковали нефтяные караваны. В Украине ситуация сложнее из-за наличия ПВО, поэтому россияне вынуждены использовать дроны вместо авиации.
Можно ли заменить железную дорогу автотранспортом
На вопрос о возможности переориентации военных поставок на автотранспорт Виктор Таран категорически отвечает: "Никогда не заменит автомобильный транспорт поезд".
Эксперт объясняет проблемы такой замены: "Один танк — одна машина, еще один тягач. Где взять 50 тягачей? И к тому же это становится удобной целью для атаки. Караван, 50 машин. Скорость каравана будет километров 20-30. Его просто разнесут".
Эксминистр транспорта подтверждает: "Руду мы точно не можем перевозить автотранспортом, и металл. Потому что дороги будут снесены в ноль".
Российская зависимость от железной дороги
Эксминистр транспорта отмечает интересный факт: "Российская железная дорога гораздо больше зависит от стабильности работы, чем украинская". РФ передала свои мощности китайцам, которые возят товары через Россию в Польшу.
"Угольщики не могли вывезти уголь, потому что нет мощности железной дороги. Руду — не могут вывезти", — перечисляет Таран проблемы российской логистики.
В Украине ситуация другая: "Сельскохозяйственную продукцию перевозят уже автомобильным транспортом. У нас есть альтернатива перевозке, потому что расстояния меньше и логистические расходы меньше".
Стоимость восстановления и время ремонта
Локомотив General Electric стоит около 200 миллионов гривен. В 2018 году "Укрзализныця" заключила контракт на поставку 30 грузовых локомотивов серии TE33A Evolution стоимостью $4,68 млн. каждый из НДС.
В настоящее время ремонт осуществляется на нескольких основных базах, включая депо "Подольск" в Одесской области, "АрселорМиттал Кривой Рог" и заводы "Укрзализныци".
По оценкам Всемирного банка, около 30% украинской железной дороги находится в цикле "повреждение-ремонт". При этом в 2023 году АО "Укрзализныця" отремонтировало 86 локомотивов.
По словам экспертов, время ремонта зависит от степени повреждения. "Там, может быть, лампочки погорели, а может быть сгорело все", — объясняет Шевченко. В период ремонта используются мобильные станции, поэтому "пассажиры и транспортный поток даже не заметят".
В то же время, во время войны ремонт осложняется тем, что наблюдается дефицит запасных частей для ремонта локомотивов. "Укрзализныця" стремится привлечь украинских производителей к изготовлению запчастей, которые раньше производились в России.
Напомним, ранее мы писали о том, что Россия строит на фронте стену из дронов-перехватчиков.