ГУР ослепляет ПВО в Крыму, а на Западе анонсируют сюрпризы: отрежут ли полуостров от сообщения с Россией?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Западные аналитики прогнозируют масштабную военную операцию в Крыму, украинские эксперты указывают на другие цели
Западные военные аналитики прогнозируют масштабную украинскую операцию в Крыму до наступления зимы. В частности, британский эксперт Sky News Майкл Кларк заявил, что Киев может как провести морское десантирование ВСУ, так и массированную атаку по Керченскому мосту – ключевой транспортной артерии, соединяющей аннексированный полуостров с Россией. Такой сценарий может иметь не только военные, но мощные политические последствия.
"Телеграф" показывает, как аннексированный полуостров может превратиться в "чемодан без ручки" для Кремля, почему топливный кризис уже стал реальностью и какие политические последствия будет иметь изоляция территории, которую Путин считал своей главной победой.
Пробелы в российском щите: как Украина готовит "сюрприз"
Летом 2025 года Главное управление разведки провело серию точечных ударов по мощнейшим радиолокационным станциям и системам противовоздушной обороны на аннексированном полуострове:
- 7 августа — на Ай-Петри удар "Призрак" по станциям Nebo-SVU, Podlyot K-1, 96L6E.
- 8 августа — уничтожение радиолокационной станции 98L6 "Yenisei" во временно оккупированном Крыму.
- 28 августа — ночной удар ГУР, уничтожение или повреждение станции 91N6E (С-400 "Триумф") в Крыму.
- 31 августа — операция подразделения "Phantoms": уничтожение радиолокационных пунктов Utyos-T, BRLS MR-10M1 "Mys" M1 и 96L6-AP (С-400) в Крыму.
- 1 сентября ГУР Минобороны поразило радиотелескоп РТ-70 и комплекс "ГЛОНАСС" в куполе.
- 9 сентября — удары по двум радиолокационным станциям: 48YA6-K1 Podlet и модуль RLM-M из комплекса Nebo-M.
- 21 сентября ГУР Минобороны Украины поразило три российских многоцелевых вертолета Ми-8 и радиолокационную станцию (РЛС) 55Ж6У "Небо-У"
- 25 сентября — спецподразделение "Призраки" сжег два Ан-26 и поразило береговую РЛС MR-10M1 "Mys M1" вместе с надводной РЛС и морской наблюдательной станцией.
- 30 сентября — ССО Украины поразили ЗРК С-400 "Триумф".
Эти операции не были случайными – они методически создавали пробелы в российской системе защиты.
Майкл Кларк из Sky News объяснил логику таких действий просто и понятно: "Вы можете создать пробел в занавесе противовоздушной обороны, а затем захотеть вставить что-нибудь в этот пробел, чтобы получить что-то еще более ценное". Той самой "ценной целью" может стать именно Крымский мост — главная транспортная артерия, которой хозяин Кремля так гордится.
OSINT-аналитики фиксируют заметные разрывы в российской ПВО после августовских атак. Это значит, что украинские удары уже принесли результат — небо над Крымом стало более уязвимым. Но достаточно ли этого для масштабной операции против моста? Об этом подробнее – ниже.
Железнодорожная ветвь под угрозой: топливная артерия задыхается
Железнодорожное полотно Крымского моста – это основной маршрут, по которому Россия перебрасывает горючее, боеприпасы и военную технику на полуостров. И именно здесь возникает самая уязвимость окупантов.
Еще летом после проведенных ударов по нефтебазам и логистическим маршрутам Крым стал испытывать острый дефицит горючего. На заправках появились очереди, местные власти ввели лимиты на продажу бензина, а в соцсетях началась настоящая паника. Глава оккупационной администрации Сергей Аксенов даже вынужден был записать несколько видеообращений, где уверял крымчан, что "ситуация под контролем".
Военный эксперт Сергей Кузан объясняет: "Уже сегодня в Крыму есть острый дефицит горючего. Пока этот дефицит касается именно гражданских видов транспорта, то есть это бензины разных видов, но уже начнет быть (в дефиците, — Ред.) и дизель". Он добавляет важный нюанс: " В Крыму не нужна нефть, в Крыму нужно горючее ".
Удар по мосту способен фактически парализовать поставки на полуостров, особенно в преддверии зимы. Но есть ли у Украины достаточно ресурсов для такой операции?
Сложность задачи: почему мост так тяжело поразить
Военный эксперт Иван Ступак охлаждает энтузиазм тех, кто верит в скорый успех: "Вопрос, чем можно попасть туда. У нас таких ракет на вооружении нет". Он отмечает главную проблему — Крымский мост защищен лучше, чем любой другой объект на полуострове.
"Там стоят и радиолокационные комплексы, и стрелковое оружие и РЭБ. То есть он по уровню защищенности, я думаю, как Московская область в России", — объясняет Ступак. По его словам, это "любимая игрушка Путина и Кремля и они не жалеют ресурсов подводных, надводных, воздушных, на земле".
В России установили под водой специальные сетки и всевозможные заграждения против подводных дронов. Вокруг моста развернута мощная система ПВО. Даже если Украина уничтожит часть этих систем, остается вопрос эффективности. "Сколько мы будем тратить наши финансовые ресурсы для того, чтобы получить какой-то минимальный эффект?" — задает вопрос эксперт.
Чтобы нанести вред Крымскому мосту, нужна комбинированная атака. Это должны быть удары тяжелыми ракетами по пролетам мостового покрытия, и удары подводными тяжелыми дронами, большими дронами, которые повредят как минимум основу, на которой держится мост.
Сергей Кузан
Но есть надежда: новые возможности на горизонте
Несмотря на все сложности, Сергей Кузан указывает на несколько обнадеживающих факторов. "Мы видим, что есть заявления о разработке Украиной своих мощных дальнобойных ракет. Мы увидели также ряд заявлений о своих подводных дронах, это дроны СБУ, которые могут нести разные комплектации, соответственно, разная боевая часть, вплоть до одной тонны", — рассказывает он.
Еще важнее изменение позиции Запада. "Мы увидели также заявления от американских чиновников ключевых, и Госдепа, и соответствующих советников, и президента Трампа о снятии ограничений на дальнобойные удары вглубь территории России", — отмечает эксперт. Ранее, Украина не могла использовать британские и французские ракеты Storm Shadow и SCALP для ударов по территории РФ. Теперь этот запрет снимается.
"Вопрос только в том, будет ли у нас достаточно средств поражения, чтобы осуществить такую комбинированную атаку. И речь здесь идет не столько о Крымском городе, как о выведении из строя вообще логистики, инфраструктуры Крыма", — подчеркивает Кузан.
"Украинцы любят делать сюрпризы": что говорит Sky News
Майкл Кларк в своей аналитической статье прямо заявил: к зиме Украина может провести "большую атаку на Крым". Это может быть как десантная морская операция, так и масштабный удар по мосту. Учитывая, какие глубокие удары украинцы сейчас совершают, даже атака на Керченский мост не выглядит фантастическим сценарием.
Британский аналитик особо подчеркивает психологический аспект украинских операций: "Украинцы любят делать сюрпризы. Они знают, что это влияет не только на россиян на передовой, но и на восприятие Западом того, как дела в Украине". Другими словами, эффектная операция против Крымского моста может сменить тональность международной дискуссии о войне.
Кларк отметил, что в конце октября погода станет холодной и влажной, но ВСУ все еще могут иметь "козыри в рукаве". Что именно подразумевает британский эксперт, остается загадкой.
Учитывая последние решения США, передать Украине ракеты Tomahawk, Barracuda, а также делиться разведданными для ракетных ударов по энергетическим объектам на территории России, понятно одно — "сюрпризы" для РФ готовятся. Это признал даже пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, комментируя сообщения СМИ о передаче США Украине разведданных для ударов в глубь России. В частности, он сказал: "Это сообщение СМИ. Хотя, как показывает практика, на пустом месте они не бывают".
Политическое измерение: почему Крым — это особая территория для Путина
Анексия Крыма в 2014 году стала единственной большой "победой" главы России без масштабных потерь. Все остальные его военные авантюры – Грузия, Сирия, а теперь и полномасштабная война против Украины – сопровождались потерями, критикой и проблемами. Но Крым казался идеальной операцией: быстро, почти без крови, при поддержке местного населения.
Крымский мост стал материальным воплощением этой победы. Глава РФ лично открывал его, лично ездил по нему, лично гордился этим проектом. В русской пропаганде мост превратился в символ "воссоединения" с "исконно русской землей".
Поэтому его разрушение или даже продолжительное выведение из строя станет не просто логистической проблемой. Это будет личным унижением для Путина — так же, как удары по Черноморскому флоту уже взорвали миф о "вездесущем российском ПВО".
Сергей Кузан подчеркивает: "Не Донецкая, не Луганская область, а именно Крым остается стратегически важным для Российской Федерации ". Он добавляет: "Весь факт, что у Украины есть потенциальные способности для того, чтобы изолировать ту ключевую территорию, которую россияне декларировали как своей главной целью — это сильнейший сигнал".
Он объясняет: "Изолировать его — это означало бы потерю для Путина вообще смысла, с чего начиналась вся война". Эксперт напоминает обо всех тех празднованиях "присоединения" Крыма в 2014 году, о развитии там военных способностей, о новейшем оружии и технике. "Крым казался неприступной крепостью в Черном море", — заключает он.
Недовольство населения: трещины в "бескровной победе"
На фоне топливного кризиса настроения в оккупированном Крыму ухудшаются. По данным украинской разведки и российских независимых СМИ, крымчане все активнее выражают недовольство в соцсетях и локальных пабликах.
Сергей Аксенов вынужден регулярно записывать обращения, пытаясь успокоить население. Но его заверения работают все хуже. Люди видят очереди на заправках, ощущают ограничения, слышат о новых ударах по военным объектам. И это создает напряжение.
Кандидат наук по государственному управлению, е кономический эксперт Юрий Гаврилечко несколько охлаждает ожидания по поводу экономического эффекта от возможных ударов по мосту. По его словам, если бы удар произошел в 2023 году, это был "очень существенный удар по экономике оккупированного Крыма". Но сейчас ситуация изменилась — Россия построила альтернативные пути поставок через захваченные территории Запорожской и Херсонской областей.
"Создать топливный кризис в Крыму вряд ли удастся, парализовав Крымский мост", — считает Гаврилечко. Он добавляет немаловажный нюанс: "Даже если топливный кризис в Крыму будет, военные все равно будут получать то, что им нужно". Иными словами, основное бремя проблем ляжет на гражданское население, а не на армию.
Альтернативная цель: не мост, а морской коридор
Иван Ступак выдвигает интересную гипотезу о настоящей цели украинских ударов по Крыму. По его словам, уничтожение РЛС и систем ПВО может быть подготовкой не к атаке на мост, а к созданию морского коридора для ударов по Новороссийску.
"Когда украинские безэкипажные катера Magura и Sea Baby пытались добраться до Новороссийска, они должны подойти поближе к крымскому побережью. И там их засекали, атаковали с самолетов, с вертолетов. Сейчас Украина пытается уничтожить эти средства перехвата", — объясняет эксперт.
В Новороссийске расположены нефтеналивные терминалы Каспийского транспортного консорциума и часть российского Черноморского флота. "Я думаю, именно для них и готовится этот коридор", — предполагает Ступак, предостерегая, что это его собственное предположение.
Политический символ против военной логистики: что потеряет Путин с потерей Крыма
Сергей Кузан отмечает: с политической точки зрения изоляция Крыма — это " сигнал значительно больший, чем ликвидация Службой безопасности Украины стратегических ракетоносцев, трети стратегических самолетов Российской Федерации". Он вспоминает операцию по поражению российских стратегических бомбардировщиков, но подчеркивает, что Крым это нечто большее.
Такие вещи, как изоляция территории, дальнейшая возможность деоккупации — это и есть угроза для россиян, я думаю, такой сильный сигнал, что действительно у Украины есть способности для того, чтобы ударить в самое сердце, —
Сергей Кузан
Несмотря на все прогнозы Sky News, украинские эксперты остаются осторожными в оценках. "Пока это нереально", — прямо говорит Иван Ступак о возможности масштабной атаки на Крымский мост в ближайшие месяцы. Он объясняет: это требует огромных ресурсов, которых сейчас не хватает.
Сергей Кузан дает более оптимистичный, но осторожный прогноз: "Все зависит от скорости наших партнеров. Если мы будем получать все эти заявленные боеприпасы и, главное, мощные средства поражения вовремя или же производить наши собственные средства поражения, то, конечно, Украина потенциально может в последующие несколько месяцев до конца этого года нанести столь болезненные удары, что Крым".
Эксперт объясняет, что речь идет о территории, "которую нельзя обеспечить, которую можно только тянуть за счет центрального бюджета РФ, но он потеряет свою военную актуальность, целесообразность".
При этом все опрошенные эксперты сходятся в одном: политический и психологический эффект от изоляции Крыма будет больше сугубо военного. Ведь символическое значение Крыма для режима Путина сложно переоценить. Это его главная "победа", его личный проект, его гордость. И именно поэтому удар по Крымскому мосту или изоляция полуострова будут иметь мощный резонанс не только в Украине и на Западе, но и внутри самой России.
Как отметил Майкл Кларк, украинцы понимают эту логику. Они знают, что эффектные операции влияют на восприятие войны международным сообществом. И если у них действительно есть "козыри в рукаве", мир может увидеть их в ближайшие месяцы.
Напомним, в начале недели спецпредставитель президента США Кит Келлог заявил, что Трамп санкционировал дальнобойные удары по России. По его словам, решение о поставках Tomahawk Украине пока не принято и окончательное решение будет за Трампом.