Когда-то здесь работали художники из 30 стран мира, а теперь дыры между этажами: как умирал Львовский керамический завод
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Основан в 1946-м, обанкротился в 2007-м: почему уничтожили легендарное предприятие, придававшее Львову мировую славу
На окраине Левандовки, среди ржавых локомотивов и гор металлолома, лежит забытая легенда. Огромная территория бывшего Львовского керамического завода напоминает декорации к постапокалиптическому фильму: дыры в полу, металлические штыри торчат из бетона, а внутрь цехов заходят разве что руферы и кучка арендаторов. А еще заскучавший сторож на бывшей проходной, который давно привык, что здесь ничего интересного не происходит.
"Телеграф" рассказывает, как мощный творческий центр, где более полувека изготавливали керамические изделия, монументальные скульптуры и уникальное гутное стекло, превратился в опасную "заброшку", где все разваливается прямо на глазах.
От артели до творческой лаборатории: как во Львове появился художественный бренд, который знали во всей Украине
История завода началась в 1946 году на месте небольшой керамической артели, где были песчаные карьеры и линия грузового трамвая. Львовская организация Союза советских художников Украины решила создать здесь фабрику. Одним из инициаторов был художник Иван Севера – скульптор, педагог, заслуженный деятель искусств Украины.
Новое заведение получило название Львовская керамико-скульптурная фабрика, а впоследствии к названию добавили слово "экспериментальная". ЛЕКСФ должна стать не просто производством, а творческой лабораторией. В 1949 году заработал специализированный керамический цех.
Фабрика тесно сотрудничала с только что созданным Львовским государственным институтом прикладного и декоративного искусства. Студенты получали практический опыт и профильное образование, а завод привлекал молодые таланты. Такая система давала результат: ЛЭКСФ превратилась в центр развития художественной керамики и стекла на западе Украины.
Все эталоны и проекты перед запуском в производство проходили серьезный отбор. На заседаниях Художественного совета утверждали каждое изделие. Это гарантировало высокое качество продукции. Там работали десятки заслуженных и народных художников Украины: Дмитрий Крвавич, Яков Чайка, Роман Сельский и многие другие.
"Кафедра художественной керамики при ЛГИПИИ была едва ли не единственной в РСФСР, обеспечивавшей высшее образование художникам-керамистам ", — пишет в своей статье "Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика как фактор творческого развития львовской школы керамики во второй половине. Мотыль.
Кружки "Львов", блюда с росписями и гутное стекло для 30 стран мира: производивший завод на улице Сяйво
Продукция ЛЕКСФ отличалась разнообразием. Завод выпускал посуду: кофейные и чайные наборы, кувшины, кружки, расписанные тарелки, вазы. В 1980-х годах особенно популярны были кружки "Львов" и "Аркан", наборы "Площадь Рынок".
К 1963 году керамические изделия преимущественно отливались из гипсовых форм в фаянсовой массе. Затем фабрика модернизировалась. Установили большие керамические печи, начали производить изделия из каменной массы и шамота. Ассортимент расширялся: сувенирная керамика, декоративные блюда, фигурки на гуцульскую тематику.
Фабрика также являлась производственной базой для создания больших скульптурных форм. Здесь производили памятники и монументы по всей Украине, мемориальные доски, барельефы, горельефы, скульптурные портреты. Работали с металлом, искусственным и природным камнем, гипсом.
В 1963 году на фабрике был создан гутный цех. Это стало уникальным явлением в Украине. Гутное стекло производили ручным способом, выдуванием в специальных печах. Каждое изделие было неповторимым. ЛЕКСФ приобрела мировое значение: здесь принимали ведущих художников гутного стекла из более чем 30 стран мира для международных симпозиумов и стажировок. Фабрика стала первой международной базой развития искусства стекла в Советском Союзе. Художественное наследие стекольщиков ЛЕКСФ сегодня хранится в Музее стекла во Львове.
Огромная печь с сотнями газовых горелок и локомотивы, возившие плитку вагонами: как работал промышленный гигант
Завод занимал обширную территорию. Внутри цехов стояло мощное оборудование. В цехе облицовочной плитки, например, работала огромная печь. Каждая трубка в ней являлась отдельной газовой горелкой. Внутри печи был конвейер, по которому ехала сырая плитка и обжигалась.
По территории курсировали локомотивы. Вагонами вывозили керамическую плитку, посуду, скульптуры. Производство работало на полную мощность. Государственные заказы поступали регулярно. Декоративную керамику использовали для оформления общественных и административных помещений. Монументы устанавливали в городах по всей стране. Сейчас от этих локомотивов остались только горы ржавого металла.
Фабрика была не просто заводом, а настоящим творческим центром. Здесь разрабатывались новые формы, технологии, художественные решения. В продукции ЛЕКСФ соединялось массовое производство с сохранением высокого художественного мастерства. Это делало ее настоящим художественным брендом.
Почему легендарная фабрика не пережила переход к рыночной экономике
Упадок предприятия начался еще с 80-х годов. Художественный фонд Союза художников терял позиции. Государственных заказов на декоративную керамику становилось все меньше. После распада СССР ситуация усугубилась. Результат – фабрика не смогла адаптироваться к рыночным условиям.
Как "живой организм" ЛЭКСФ прекратила существование в начале 2000-х годов. Тогда же налоговая инспекция инициировала дело о банкротстве. А все потому, что руководство города не списало фабрике задолженность по земельному налогу. Поэтому в 2007 году завод был признан банкротом.
Дыры в полу, груды мусора и скалолазный тренажер: что происходит на территории бывшего завода сейчас
Сегодня большая территория завода находится в заброшенном состоянии. Помещения фабрики частично заброшены. Частично в них еще размещаются керамические мастерские от Союза художников. На территории также работает скалолазный тренажер "БУХТА".
Объект известен среди заброшенных мест Львова. Посетители предупреждают: это довольно опасное место – все разваливается. Есть дыры в полу, металлические штыри торчат из бетона, кучи мусора валяются везде. Внутри заброшенных цехов можно увидеть остатки оборудования. Большая печь все еще стоит в цехе облицовочной плитки.
На территории сохранилось несколько разнообразной техники. Локомотивы заржавели и уже никогда не заработают.
Сохранится ли память об уникальном художественном бренде
В августе 2025 года Львовскую экспериментальную керамико-скульптурную фабрику (точнее то, что от нее осталось), внесли в список вновь открывшихся памятников истории и архитектуры.
Теперь любые работы на территории фабрики разрешаются только по письменному согласованию с органами охраны культурного наследия. Нужна также научно-проектная документация. Собственник объекта обязан заключить охранный договор с соответствующим органом.
Впрочем, есть и препятствия на пути сохранения уникального объекта. Глава союза художников Игорь Гавришкевич сообщил, что на должностных лиц Министерства культуры пытаются повлиять. Цель — сделать невозможным заключение охранного договора. "Стало известно, что рейдеры и их посредники, которые намерены уничтожить фабрику — обеспокоились и уже влияют на определенных лиц из Минкульта, чтобы памятка не получила надлежащий охранный договор", — написал Гавришкевич.
Судьба территории остается неопределенной. С одной стороны, официальный статус достопримечательности и усилия активистов сохранить уникальное наследие. С другой стороны, давление со стороны тех, кто хочет уничтожить объект. Может быть, фабрику удастся спасти и восстановить. А может, на ее месте появится очередной жилой комплекс (что категорически опровергают во Львовском горсовете).
Здесь можно было не только создать уникальное художественное пространство, но и наблюдать за работой художников, организовывать экскурсии.
Продукция ЛЕКСФ была и остается свидетельством того, что массовое производство может сочетаться с высоким художественным мастерством. Более полувека фабрика была центром развития художественной керамики и стекла в Западной Украине. Там работали десятки талантливых художников, студенты получали практический опыт, рождались новые формы и технологии.
Теперь на месте творческого центра лежат руины. Локомотивы заржавели, печи холодные, цеха пустые.
Только мастерские художников и скалолазный тренажер напоминают, что эта территория когда-то была жива. Кучи мусора, дыры в полу и металлические штыри показывают, как быстро забывается то, что когда-то было гордостью города.
Напомним, ранее "Телеграф" рассказывал о заброшенной фабрике елочных украшений в Тернопольской области. Она поставляла продукцию чуть ли не на весь СССР, однако сейчас в заброшенном состоянии.