Введут налоги для таксистов, а товары из Китая станут дороже. Что изменится в Украине в 2026 году

Читати українською
Автор
Олег Гетман Новость обновлена 05 декабря 2025, 14:57
Олег Гетман. Фото Коллаж "Телеграф"

Экономист объяснил, как на обычных украинцев повлияют налоговые изменения

Госбюджет на 2026 год содержит решения, которые эксперты называют скорее политическими, чем экономическими. Часть расходов правительство все же оставило в категории "популистских", одновременно заложив в документ налоговые изменения.

На этом фоне в парламенте прозвучал тезис, что после принятия бюджета МВФ может потребовать пересмотра налогов для граждан. "Телеграф" спросил экономического эксперта и координатора групп Экономической экспертной платформы Олега Гетмана, есть ли основания для таких опасений, что в бюджете он считает самым уязвимым и каких реальных изменений людям стоит ожидать в 2026 году.

Несколько "хотелок" в бюджете остались

— Насколько, по вашему мнению, реалистичен общий макропрогноз, который заложили в бюджет. Есть ли параметры, которые вызывают у вас недоверие?

— Как для военного времени бюджет вполне реалистичен. 2,9 триллиона доходов, еще около 2 триллионов, которые нужно получить из других источников, 2,8 на оборонку. Для мирного времени это был бы катастрофический бюджет, с таким невероятным дефицитом был бы прямо ужасный.

Для военного времени мы примерно уже с таким бюджетом живем четвертый год, когда около 2 триллионов гривен нам приходит от международников, и дефицит составляет такие сумасшедшие цифры.

Олег Гетман

Олег Гетман
Олег Гетман

Поэтому вполне реалистично. За исключением нескольких популистских историй, нескольких "хотелок", которые все же там остались, в целом бюджет на 95% достаточно качественно составлен.

— Относительно популистских решений, это какие именно вы имеете в виду?

— Несмотря на призывы аналитических центров, нас, экспертов, ряда народных депутатов, все еще оставили "кэшбек", который мы считаем неэффективным и просто пиарным, популистским решением. Еще осталось 4 миллиарда на так называемые "стратегические коммуникации".

И еще ряд таких второстепенных расходов, которые лучше было перекидывать на оборону, на дороги и все остальное. Это не катастрофическая цифра, но около 20-30 миллиардов – популистские истории.

К счастью, добавили на реформирование БЭБ 244 миллиона, чего мы тоже хотели. Это как раз положительное изменение.

Товары на Temu подорожают?

— Насколько рискованна ставка правительства на внешнее финансирование? Есть ли риски, которые могут усложнить или задержать его поступление?

— Какие-то факторы есть всегда. Но с одной стороны, на следующий год у нас есть гарантированных несколько десятков миллиардов – это остатки программы ERA, когда нам передают средства безвозмездно, проценты от российских этих арестованных активов. Есть остатки программы Facility, есть остатки других программ.

С другой стороны, мы сейчас должны войти в новый меморандум с МВФ, который будет таким флагом, маяком для других доноров, что Украина в адеквате, Украина выполняет свои обязательства, Украина проводит необходимые реформы и можно средства ей предоставлять.

Поэтому как только всеми сторонами будет подписан этот меморандум, этот маяк, то с дополнительными средствами не должно быть проблем. Мы каждый год получаем около 40 млрд долларов. Международники уже привыкли, что у нас такая потребность, нам нужно давать такие суммы.

Олег Гетман

Поэтому я думаю, что в следующем году это будет выполнено. При этом министру финансов, конечно, придется много с ними общаться, работать, ездить – такая у него работа.

Сергей Марченко, министр финансов Украины
Сергей Марченко, министр финансов Украины

— Народный депутат Ярослав Железняк заявил, что после принятия такого бюджета Международный валютный фонд "выпишет чек" на него в виде пересмотра налогов для людей. Насколько реалистичен такой сценарий и что будет ожидать граждан и бизнес?

— Нет, налогов для граждан как раз особо не будет. В конце прошлого года, когда был поднят существенно военный сбор, вот тогда это коснулось почти всех-всех граждан. В отличие от такого широкого решения, в следующем году ничего такого и близко не будет. Никакие налоги общегосударственные подниматься не будут, и это счастье.

Что будет подниматься? Уже принят закон и заложен бюджет – это налог на сверхприбыль банков. Все же, заплатят в следующем году 50% от всех своих прибылей, но это более-менее оправдано, потому что они реально зарабатывают сейчас на, по сути, государственных процентах сумасшедшие деньги.

С другой стороны, будет введен так называемый "налог на цифровые платформы". Он коснется около 300 000 граждан, которые сейчас находятся в неформальном секторе. Это – курьеры, водители, которые работают через "Уклон", "Убер", "Болт", "Кабанчик" и так далее. Цифровые платформы станут налоговыми агентами, это достаточно нормальный европейский опыт. За своих контрагентов, за своих партнеров – то есть, водителей и курьеров, сантехников, они будут платить налоги.

Сейчас это будет 5+5%, после завершения военного положения – 5%, что является самой либеральной ставкой в Европе вообще. Это будет без дополнительного усложнения для водителей, курьеров и так далее, за них все будет делать платформа. Им не нужно ни регистрироваться, ни сдавать отчеты, все за них будет уплачиваться, а для них будет огромный позитив – будет белый доход, они смогут брать любые кредиты, ипотеку и так далее. Так что, это положительная как раз история. Это принесет государству около 14 миллиардов гривен в год.

И еще одна положительная история – НДС для китайских маркетплейсов. Тем способом, в котором оно будет реализовано, это принесет пользу для экономики нашей страны. Это европейская модель – Import One Stop Shop – и для обычных людей ничего не изменится, им не нужно ни растаможивать, ни платить налоги. НДС будет сразу добавлен к цене товара на китайских маркетплейсах, а они раз в месяц будут перечислять НДС в бюджет.

Олег Гетман

Олег Гетман
Олег Гетман

С одной стороны, это выровняет конкуренцию, потому что сейчас китайцы не платят НДС, а на такие же украинские товары – одежда, игрушки, товары для дома – украинские производители НДС платят. Поэтому этот шаг, который предложен в меморандуме, выровняет конкуренцию и даст государству дополнительных 16 миллиардов гривен.

— А если говорить о суперобычном среднестатистическом человеке, для него в этом бюджете какие-то изменения будут? Повышение цен или изменения в социальных выплатах?

— Для обычного человека, который работает на обычной работе, ничего не изменится. Цены будут расти, но примерно так, как и всегда – инфляция будет составлять 6-7-8%, это небольшая инфляция. Так же растут и зарплаты, и даже быстрее, чем растет инфляция.

Кругооборот ФЛП с НДС

— В 2027 году все же планируют вводить НДС для ФЛП с доходом более 1 миллиона гривен. Как вы относитесь к этой инициативе и как она повлияет на малый и средний бизнес в Украине?

— В соответствии с событиями, которые происходили последнюю неделю, я считаю, что эта история не будет введена. По меньшей мере, она не будет введена в ее первичной конфигурации. Такая идея не получила поддержки ни народных депутатов, ни аналитических центров.

Все ведущие аналитические центры позавчера вышли с совместным заявлением о том, почему эта история вредна. Не набрала она популярности и среди бизнес-ассоциаций, которые тоже вышли вчера и позавчера с обращениями.

Все мнения общества были донесены МВФ, были донесены депутатам, и сейчас обсуждается, как трансформировать эту идею, потому что в таком виде она была вредной и она не принесла дополнительных средств в бюджет, а наоборот, уменьшились бы поступления в бюджет.

Потому что ФЛП у нас за много лет стали очень умными. И никакой умный ФЛП не будет переходить на НДС, если бы оно было установлено на уровне 1 миллиона. Потому что всегда можно открыть второго ФЛП, третьего ФЛП, ФЛП на сестру, на папу, и каждый этот ФЛП будет работать на 500-600 тысяч в год. Или другим способом занижать обороты – не выдавать фискальные чеки, работать за наличные, делать еще что-то.

Обойти такой искусственный, неадекватный порог – очень легко. Поэтому мы, аналитические центры, считаем этот шаг контрпродуктивным и вредным. И складывается впечатление из последних заявлений власти, что он не будет реализован. Возможна реализация в том виде, в котором в лучших странах Европы – Италии, Франции, Британии – установлен такой порог. Там этот порог установлен на уровне 85 000 евро (ред. – около 4 180 000 гривен). К такому мы и склоняли представителей власти.

Напомним, ранее "Телеграф" писал, что утверждение бюджета на 2026 год вызвало множество вопросов, поскольку в документе появились положения о повышении выплат учителям и депутатам, но не военнослужащим. Это вызвало серьёзное возмущение в обществе, ведь многие бойцы уже более четырёх лет находятся на передовой и продолжают получать минимальные суммы.