Империя Marvel разрушается: Тор и Человек-паук не могут спасти киновселенную

Читати українською
Автор
Из трех фильмов Marvel в прошлом году прибыль принес только один
Из трех фильмов Marvel в прошлом году прибыль принес только один. Фото Коллаж

Фильмы Marvel перестали себя окупать

После выхода нескольких неудачных сериалов и провала пары полнометражных фильмов от студии Marvel киноэксперты да и фаны супергероики начали говорить об убыточности этого жанра.

"Телеграф" подсчитал вложения и кассовые сборы их проектов за прошлый год и попытался разобраться в причинах проблем этого киногиганта.

Один успех на два провала

Несмотря на то, что отдельные фильмы Marvel продолжают собирать в прокате около одного миллиарда долларов общая картина не такая уж оптимистичная. Во времена "Мстителей" практически каждая картина была либо в плюсе, либо в очень большом плюсе и вообще обходилось без провалов. За последние же годы появились картины, которые не смогли себя окупить или просто вышли в ноль. И теперь киновселенная живет по принципу — прибыль с одной картины компенсирует все остальные. В прошлом году такой стали "Стражи галактике 3", в предыдущие "Человек-паук" и "Тор 3". В итоге, прошлый год для Marvel закончился с незначительной прибылью для полнометражных картин всего в 40 миллионов долларов. В три фильма — "Челловек-муравей и Оса: Квантомания", "Капитан Марвел 2" и "Стражи галактики 3" — было вложено 724,8 миллионов долларов, а собрано в прокате 1,5 миллиарда долларов. Напомним, что половина из указанной суммы всегда оставляют себе кинотеатры. Поэтому полтора миллиарда долларов не выглядят такой уж впечатляющей цифрой. Отметим, что в предыдущей фазе разница между бюджетами и сборами отличается кардианльно — 1,7 млрд превратились в 6,8 млрд.

А дальше начинаются убытки. С 2021 года Marvel начали выпускать сериалы — в среднем по шесть-семь за два года. Бюджет каждого из них составляет около 100 миллионов долларов за 6-8 серий, то есть почти как полноценный фильм для кинотеатра. А на создание "Секретного вторжения" вообще ушло 200 миллионов долларов и почти столько же на маркетинг. Но только из десятка проектов, которые они за это время выпустили, реальными событиями, которые привлекли на стриминговую платформу Disney+ большую аудиторию зрителей, стало всего два — "Локки" оба сезона и "Ванда/Вижн". Неуспешная разработка этого направления потянула империю на дно.

Именно это стало одной из причин по которой продюсеры заявили о переносе премьер сразу нескольких крупнобюджетных фильмов, выход которых был запланирован на этот год. Поэтому в 2024 мы увидим лишь одну картину, которая относится к так называемой пятой фазе Кинематографической вселенной Marvel. Это будет третий "Дэдпул" на который делается очень большая ставка, судя по приглашенным звездам и концепции. Здесь в качестве одного из главных героев появится Росомаха из "Людей Х" и сыграет его Хью Джекман. Видимо для спасения продюсеры решили возродить старую вселенную на которой давно уже был поставлен крест. Фильм выйдет в июле 2024 года.

При этом уже на следующий год перенесены такие крупные премьеры как "Капитан Америка: Дивный новый мир", "Громовержцы", "Блэйд" и "Фантастическая четверка". И дело здесь совсем не в долгосрочной забастовке голливудских сценаристов, которая сорвала график премьер на несколько лет вперед. Продюсер Marvel Кевин Файги уже не может позволить себе снимать одновременно несколько крупнобюджетных проектов, где бюджет каждого по несколько сотен миллионов долларов. Теперь ему нужно ждать результатов проката и только при их успешности вкладывать деньги в производство нового контента. Тем более, что на этот год запланирован выпуск еще четырех сериалов у которых пока нет точной даты премьеры и неизвестно на какой стадии готовности они находятся. И теперь на что из всего этого делать им ставку нужно выбирать особо аккуратно, потому что очередной сериал из этой Киновселенной "Эхо", которй вышел в начале этого года, провалился и имеет очень низки оценки как критиков, так и зрителей.

Усталость или конец супегероики

Резкие перемены в успехах такого гиганта, как Marvel удивляют и возникает логичный вопрос, что пошло не так? Почему еще недавно эти фильмы смотрели сотни миллионов зрителей, а сейчас кинозалы на их сеансах полупустые? Ведь речь идет о смене мирового тренда.

Говорить о том, что зритель просто устал от супергероики и поэтому резко сократилось количество желающих смотреть эти фильмы, как минимум, не корректно. Как и заявлять, что на фоне войн в Украине и Секторе Газа пропали интерес и доверие к искусственным супергероям. Опять же, отсутствие популярности у сериалов на эту тему всего лишь следствие. Все-таки ж остаются отдельные фильмы, которые собирают огромную кассу и сериал "Локи", чье продолжение фаны ждут с нетерпением.

Говоря с фанатами этой киновселенной приходишь совсем к другим выводам. Главную причину они видят в том, что одни из самых популярных и харизматичных героев, такие как Железный человек или Халк уже вышли из игры. А новые персонажи не смогли получить ту популярность на которую рассчитывали продюсеры.

Проблема новых героев оказалась в том, что их заметно омолодили — многие из них, это подростки. И из них Стивен Файги начал собирать новую команду мстителей, которая в итоге сразиться с главным злом. Но они уже не так интересны повзрослевшей массовой аудитории поклонников супергероев. Они еще готовы смотреть на потолстевшего Тора или холодного Доктора Стрэнджа в исполнении Бенедикта Камбербетча. Но у них уже не вызывают доверия и интерес юные герои — та же Мисс Марвел или Кейт Бишоп, которая пришла на смену Соколиному Глазу.

Марвелы попытались подстроиться под новую подростковую аудиторию, но они не выдержали конкуренции с их увлечениями. А это теперь не комиксы, а игры PlayStation. И именно по их мотивам начали снимать фильмы и сериалы, которые начали собирать огромные кассы или большое количество зрителей и высокие рейтинги на стриминговых платформах. Речь идет сразу о нескольких прошлогодних удачах. Это как сериал "Одни из нас", так и мультфильм "Братья Супер Марио в кино", а также триллер "Пять ночей с Фредди" и более ранний успех двух частей "Супер Соника". Поэтому продюсеры этих проектов уже заключают договора с актуальными звездами первой величины, чтобы продолжить свои успехи в экранизации игр. Например, Джейсон Момоа уже подписал контракт и сыграет одну из главных ролей в фильме по мотивам игры "Minecraft", который выйдет в 2025 году. И в планах подобных картин, на ближайшие пару-тройку лет уже с десяток. Производители игр лишь выбирают для себя киностудии и оптимальные условия.

Еще один серьезный конкурент Marvel оказались не DC, которые по своим комиксам снимают еще менее успешные фильмы. Их единственная пока удача, это возрожденный Бэтмен, которого играет Роберт Паттинсон.

Реальную конкуренцию также начала составлять империя "Звездных войн". После удачного сериала "Мандалорец" продюсеры решили перенести его на большой экран. На 2026 год запланирован выпуск фильма "Мандолорец и Грогу". А перед этим, в 2025, выйдет еще один сезон сериала на стриминговой платформы. Кроме этого появилось еще несколько достаточно успешных сериалов, главные герои которых также могут перекочевать в любой момент на большие экраны — это "Андор" и "Асока".

Оба конкурента Marvel попробовали, но не пошли на кардинальное омоложение своих героев. Все они немного старше основной зрительской аудитории. Либо, рядом с подростком обязательно присутствует второй, более старший герой, как в "Одни из нас".