Силикон как преступление: новый безумный запрет в КНДР и история контроля над "капиталистической" грудью

Читати українською
Автор
660
Ким Чен Ын Коллаж: "Телеграф" Новость обновлена 07 октября 2025, 16:55
Ким Чен Ын Коллаж: "Телеграф"

История знает немало примеров борьбы авторитарных режимов с индивидуальностью — от контроля за внешностью до запрета на образование

Северокорейский лидер Ким Чен Ын объявил войну силиконовым имплантам груди. Теперь операции по их увеличению запрещены, а женщин, подозреваемых в пластике, отправляют на медицинское обследование. Если факт подтвердится, им и врачам, которые делали операции, грозит уголовная ответственность и трудовые лагеря.

"Телеграф" разбирался, почему авторитарные режимы так боятся "неправильной" внешности и какие методы контроля над телом применяли правительства от СССР до Талибана.

"Гнилой капитализм в груди и волосах": путь КНДР от стандартных причесок до запрета силикона

В октябре стало известно, что Министерство общественной безопасности Пхеньяна издало чрезвычайные приказы против "гнилых капиталистических" имплантов. Летом в центральные районы, включая столицу, направили "ударные группы". Федеральные агенты в штатском искали как врачей, работающих на черном рынке, так и их клиенток — женщин с неестественно пышными формами.

Подозреваемых в хирургических вмешательствах подвергают медицинскому осмотру. Пойманные женщины или частные врачи могут привлечь к уголовной ответственности по обвинению в антисоциализме. Наказание – отправка в трудовые лагеря.

Это не первый случай, когда Ким пытается контролировать внешность граждан. Ранее он ввел официальные стандарты причесок — женщинам разрешили только 18 моделей, мужчинам — 15. Окраска волос запрещена, как и завивка для тех, у кого прямые волосы от природы. Длина женского волоса должна заканчиваться на уровне плеч или быть короче.

Фото официальных причесок в КНДР
Прически, которые разрешено делать в КНДР

В 2014 году студентам колледжей приказали носить прическу, как у самого лидера, а девушкам советовали выбирать стиль первой леди Ли Соль Чжу. Через год Ким изменил собственный образ — подкорректировал стрижку и форму бровей, так что подданным снова пришлось обновлять "эталон".

Студенты в КНДР должны носить такую прическу, как у Ким Чен Ына
Ким Чен Ын Фото: BBC
Жена Ким Чен Ына Ли Соль Чжу
Ли Соль Чжу. Фото: Getty Images

Кроме запрета на определенные прически и имплантацию груди, Ким Чен Ын также ранее запретил:

  • Носить узкие или рваные джинсы ;
  • Использовать популярные на западе слова типа "гамбургер", "мороженое" и "караоке";
  • Готовить некоторые блюда, считающиеся антисоциалистическими (хот-доги и популярные в Южной Корее budae-jjigae (армейское рагу) и tteokbokki (острые рисовые хлебцы).

Эти меры направлены на поддержание "социалистического образа жизни", предотвращение влияния западной культуры и сохранение национальной идентичности, включая контроль над модой, питанием и языком.

Операции под грифом "Совершенно секретно": пластика для элиты и секретные клиники Пхеньяна

В Северной Корее вопросы красоты и внешности – это не просто мода, а сложный переплетенный контур политики, культуры и контроля. Николай Полищук, президент общественной организации Общество "Украина-КНДР", рассказывает, что реальная ситуация с красотой гораздо сложнее, чем может казаться на первый взгляд:

Я не исключаю, что представители элиты в закрытых для народа клиниках могут использовать такие операции, хотя с точки зрения достаточно пуританской северокорейской моралью это может расцениваться как упадок перед "заграницей".

Николай Полищук

Эксперт отмечает, что бьюти-индустрия в стране развивается очень ограниченно, хотя на фабрике "Помхянги" уже производят косметику по итальянским технологиям, и эта продукция приобрела популярность среди ограниченного круга.

У КНДР существует своя логика контроля: любые проявления западной культуры, от причесок до кей-попа и сериалов, считаются потенциальной угрозой режиму.

Северные корейцы слушают кей-поп подпольно, переносят диски и флешки, и когда кто-то впервые слышит музыку или видит фильм из Южной Кореи, он может начать сомневаться в официальной пропаганде.

объясняет Антон Ганоцкий, эксперт по Азиатско-Тихоокеанскому региону

Запреты включают не только музыку, но и фильмы, книги и сериалы, потому что любое западное влияние рассматривается как потенциальная угроза культурному и политическому контролю. Относительно хирургических операций, в частности, пластики, ситуация тоже непростая.

Если и делают такие операции, то, скорее всего, в Китайской Народной Республике для семьи Кимов и близкой к власти элиты. В Северной Корее практически не существует открытого класса пластических хирургов.

добавляет Ганоцкий

Для элиты созданы закрытые больницы, кварталы и условия жизни, которые по стандартам страны можно считать вполне мировыми. Все это подчинено главным целям: контролировать общество и ограничивать проникновение западных ценностей, не давая обычным гражданам никаких оснований сомневаться в официальной картине мира.

Там (в КНДР — ред.) для элиты есть собственные больницы. Не для всех возможно выехать за пределы страны, военные и военные специалисты фактически невыездные. Но для них созданы вполне мировые условия в Пхеньяне, целые закрытые кварталы, зарплаты валютой, которая там полностью заменяет они и т.д.

Николай Полищук

Таким образом, красота и стиль в Северной Корее — это не просто внешность, а инструмент политического контроля, подчиненный логике режима и четко ограниченный для элиты, строго запрещенный для остального населения.

Кровавая "мода" СССР: как комсомольские патрули насильно стригли стиляг прямо на улице за "идеологически чуждые" штаны и джаз?

Северная Корея далеко не первое государство, пытающееся диктовать гражданам, как им выглядеть. В СССР 1950-х годов власти объявили настоящую войну стилягам — молодежи с яркой одеждой, которая слушала джаз и интересовалась западной модой.

Стиляги носили широкие галстуки, узкие брюки, блестящие туфли, делали прически "кок". Они слушали запретный джаз, свинг и рок-н-ролл. Для советской власти это было идеологической угрозой – стиляги символизировали свободомыслие и заинтересованность Западом.

СССР считал стиляг угрозой режиму
Стиляги в СССР

Методы борьбы были жесткими. Комсомольские патрули или милиция могли насильно подстричь ребят с "неправильными" прически прямо на улице. Стиляг исключали из вузов, увольняли с работы, лишали возможности сделать карьеру. Газеты публиковали статьи с высмеиванием их как "идеологически чуждых частей".

Джаз и рок-н-ролл были официально запрещены. Записи копировали на рентгеновских пленках — так называемые "пластинки на костях". Власти настолько боялись западного влияния, что иногда преследовали просто аккуратно одетых студентов за узкие брюки или блестящие туфли.

Такие пластинки называли "пластинки" на костях.
Самодельная пластинка по рентгеновскому снимку, сделанная в период запретов в СССР

Но кампания провалилась. Стиляги становились еще популярнее среди молодежи, потому что олицетворяли свободу и протест против серости советского быта. После смерти Сталина и начала "оттепели" политический контроль ослаб. Уже в 1960-е часть прежних стиляг стала авангардной интеллигенцией. Их стиль трансформировался, но культурное сопротивление не исчезло.

Очки как приговор: жесточайший режим Камбоджи убивал людей за "интеллигентный вид"

Красные кхмеры в Камбодже под руководством Пол Пота с 1975 по 1979 год создали один из самых ужасающих режимов контроля над внешностью. Это, пожалуй, наиболее жесткий примеров культурного контроля. Режим проводил политику радикального "очищения" общества от каких-либо признаков индивидуальности и "буржуазности".

Всех заставляли носить одинаковый черный костюм — символ "нового революционного крестьянина". Макияж, украшения, модная одежда, религиозные атрибуты – все это запретили. Даже очки считались знаком интеллигентности или влияния Запада.

Костюм красных кхмеров был полностью черным.
Костюм красных кхмеров

Людей убивали буквально за то, что они носили очки или выглядели "интеллигентно". Интеллигенцию, учителей, врачей уничтожали системно. За четыре года правления красных кхмеров погибли около двух миллионов камбоджийцев — четверть населения страны.

Афганистан: хедлайнер тоталитарных запретов в современном мире

В отличие от провала советской кампании режим Талибана в Афганистане достиг значительно большего успеха в контроле над внешностью и поведением. Талибан ввел тотальный культурный контроль, держащийся десятилетиями.

Женщинам приказали носить хиджабы, паранджу, скрывать тело и лицо. Образование для девушек запретили. Музыка, танцы, кино — все, что "расшатывает мораль", стало нелегальным. Поведение женщин в общественных местах строго регламентировано.

Женщины в Афганистане должны полностью прятать лицо
Хитжаб Фото: depositphotos

Одним из жесточайших ограничений стал запрет на образование для девушек. Талибан запретил девочкам посещать школы и университеты, лишив миллионы афганских женщин возможности получить знания и профессию. Этот запрет стал способом тотального контроля – женщина без образования остается зависимой и не может влиять на общество.

В отличие от СССР, где западная культура все равно проникала через границы, Талибану удалось создать систему, которая держится на страхе и религиозной идеологии. Контроль не ослабляется даже после смены поколений.

Брюки наказываются поркой и заключением: секрет суданского закона, превративший женский дресс-код в поле боя

В африканских странах тоже предпринимались попытки контролировать внешность граждан. В Судане во время правления Омара аль-Башира действовал закон о "порядке общественной морали", который использовался для оценки одежды и поведения женщин.

Закон принят в 1992 году, применялся для навязывания консервативных исламских социальных кодексов. Он ограничивал движение женщин, работу и учебу. Поведение женщин в общественных местах было строго регламентировано — ношение штанов каралось поркой и тюремным заключением.

Расплывчатая формулировка закона давала полиции и судьям свободу действий по преследованию женщин. Полиция общественного порядка имела право арестовывать женщин, нарушая их права и свободу.

Женщины в Судане

После революции в апреле 2019 года, когда Башир был свергнут в результате массовых протестов, в ноябре того же года новое правительство отменило закон об общественном порядке. Это было одним из ключевых требований протестующих, среди которых женщины играли ведущую роль.

Однако активисты жалуются, что лежащее в основе закона законодательство до сих пор не отменено полностью. Женщины не защищены от сексуальных притязаний и изнасилований. Слишком мало женщин занимают политические должности.

"Силикон – это доказательство развратного капитализма": почему диктаторы на самом деле так панически боятся волос, одежды и увеличенной груди своих граждан

Контроль над волосами, одеждой или грудью – это скрытый месседж режимов: если ты не подчиняешься даже в мелочах, ты уже другой. Затем эту линию переносят на язык, культуру, идеологию.

Когда даже прическа становится политическим жестом, невозможно просто быть собой без риска. Постоянные кампании "нравственных стрижек" идеализируют власть и демонизируют любое отклонение. Когда правительство диктует такие мелочи, оно может диктовать все.

Ким Чен Ын не просто изобрел очередной сумасшедший стандарт — он внедрил его как часть системы давления. Но он далеко не уникален. От Советского Союза до Афганистана, от Судана до Северной Кореи диктаторы всегда пытались контролировать не только сердца и умы, но и внешность.

У Кима действительно свой Голливуд — где главные роли играют страх, повиновение и стандартизированная грудь. Где силикон становится доказательством "капиталистического развращения", а природная красота должна соответствовать партийным нормам. И это не шутка — часть страшной истории, где человеческое тело становится инструментом покорения.

Ранее "Телеграф" подробно объяснял, почему две Кореи никогда не будут вместе.