Как администрация Трампа продает оружие для Украины, и кто за это платит: рассказываем эксклюзивные детали о PURL

Читати українською
Автор
1192
Трамп мобилизовал европейских союзников Киева
Трамп мобилизовал европейских союзников Киева. Фото Коkлаж "Телеграфа" с фото Белого дома и Getty Images

Инициатива по продаже американского оружия для Украины должна стать устойчивой.

23 сентября, высказываясь в Truth Social о возможности победы Украины на поле боя, президент США Дональд Трамп пообещал, что Вашингтон продолжит продажу оружия НАТО, чтобы Альянс самостоятельно распоряжался им. В этом контексте идет речь об инициативе PURL — Prioritised Ukraine Requirements List или Приоритетный список потребностей Украины, по которой приобретение американского оружия для Киева финансируют европейские союзники.

"Телеграф" рассказывает подробнее о том, как это работает.

Что нужно знать:

  • Рютте и другие убедили Трампа продавать оружие для Украины
  • Шесть стран финансируют покупку американского оборудования
  • США настроены на длительное сотрудничество с Европой и Украиной

С начала полномасштабного вторжения России Конгресс США выделил на помощь Украине 174 миллиарда долларов, из которых львиная доля — более 126 млрд — была потрачена через программы американского Министерства обороны. При администрации Джо Байдена Америка играла ведущую роль в мобилизации и консолидации усилий других союзников по поддержке Киева. Яркий пример — председательство Вашингтона в Контактной группе по вооружению Украины, лучше известной как "Рамштайн".

Администрация Дональда Трампа выбрала другой подход, который при этом также можно считать мобилизацией европейских партнеров, впрочем, в несколько ином ключе. США сократили свою вовлеченность в рамках "Рамштайна", передав руководство Германии и Великобритании, а также дали понять, что нести финансовое бремя военной помощи Украина должна именно Европа.

Как объяснял ранее "Телеграф", европейский оборонный сектор, несмотря на ряд положительных тенденций, пока не способен самостоятельно покрыть военные нужды Киева, поэтому стоял вопрос создания модели, по которой США продолжили бы давать оружие, европейских аналогов которому нет.

В Штатах также прекрасно понимали, что Украина зависима от западных оборонных решений, и что любая пауза в военной помощи оказывает негативное влияние на поле боя, а также может побуждать Кремль к продолжению агрессии.

Поэтому после саммита НАТО в Гааге и долгожданного потепления в отношениях между Вашингтоном и европейскими столицами возникла инициатива, не только критически важная для украинской стороны, но и финансовая выгодная для американской.

"Мы не тратим деньги на войну. Нам платят за все, что мы отправляем… Войну финансирует НАТО. НАТО покупает нашу технику… Я не хочу зарабатывать на войне в Украине, но мы зарабатываем, потому что они покупают наше оружие", — как описал это сам Дональд Трамп.

Весомая заслуга в том, что Вашингтон пошел на такую модель, заключается в усилиях, приложенных европейскими лидерами, и в частности, Генеральным секретарем НАТО Марком Рютте. У него прямая линия коммуникации с Белым домом, и нередко Генсек демонстрирует дар убеждения, когда дело доходит до общения с лидером США.

"Кому-то может не нравиться льстивый подход Рютте к Трампу, но это работает. Так разве не это главное?" — говорит в беседе с "Телеграфом" один из европейских дипломатов.

Так, 14 июля 2025 года Рютте провел встречу с Трампом в Вашингтоне, во время которой американский президент гордо заявил о соглашении между США и НАТО, и что теперь Америка не будет платить за оружие для Украины.

Уже 5 августа Североатлантический альянс развернул инициативу PURL. Сделать это так быстро позволили отлаженная Альянсом инфраструктура — "мозговой центр" NSATU в Висбадене и вспомогательные узлы в городах вблизи украинской границы.

Приоритетом была оперативная поставка оружия американского производства, которое уже находилось на европейских складах. Особенно боеприпасов, а также систем противовоздушной обороны, которые нужны для защиты украинских городов от российских дроновых и ракетных атак. В частности, речь идет о системах Patriot.

"НАТО впервые координирует поставки именно летального оружия для Украины — это очень важный и положительный сдвиг. И речь идет о приоритетных оборонных потребностях, список которых формирует украинская сторона", — отметила в комментарии "Телеграфу" Алена Гетьманчук, глава Миссии Украины при НАТО.

Глава Миссии Украины при НАТО Алена Гетьманчук во время визита в NSATU в Висбадене. Фото Facebook Alyona Getmanchuk
Глава Миссии Украины при НАТО Алена Гетьманчук во время визита в NSATU в Висбадене. Фото Facebook Alyona Getmanchuk

Содержание пакетов помощи утверждает Верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе Алексус Гринкевич — генерал Воздушных сил США.

На данный момент по программе удалось привлечь более $2 млрд, в октябре ожидается еще $1,5 млрд взносов европейских союзников. Первое закупленное оборудование в сентябре уже прибыло в Украину. В НАТО добавляют, что от американской стороны есть сигналы о том, что модель PURL приобретет постоянный характер.

"Президент Трамп сделал доступным лучшее в мире американское вооружение и боеприпасы для продажи нашим европейским союзникам по НАТО, а также Канаде, а затем — для предоставления Украине.

Если мы говорим о том, что Европа берет на себя задачу обороны континента, то эти продажи должны и в дальнейшем продвигаться быстрыми темпами. Мы уже продали оружия на миллиарды, и еще миллиарды доступны.

Украина в этом нуждается, хочет этого, и мы должны позаботиться, чтобы этот поток продолжался, и чтобы наши европейские союзники вносили свой вклад и покупали это", — отметил посол США в НАТО Мэтью Уитакер во время геоэкономического форума в Брюсселе 30 сентября.

Поэтому одна из целей — привлечь финансовые обязательства от большего количества стран-членов НАТО, которые по собственным причинам пока не спешат покупать оборудование у американцев.

"На данный момент шесть стран уже финансируют оружие для Украины в рамках PURL, продолжается активная работа над привлечением большего количества государств к этой модели", — отметила Алена Гетьманчук.

Примечательно, что, занимаясь PURL и другими структурами в поддержку украинской армии, НАТО фактически берет на себя лидерство в координации помощи Украине.

Для понимания на более техническом уровне: к примеру, именно Североатлантический альянс контролирует Логистический узел обеспечения — Польша (техническое название LEN-P), который расположен в городе Ясенка, и который ранее администрировался Соединенными Штатами.

По данным "Телеграфа", узел в Польше ежемесячно координирует прием и последующую транспортировку около 18 тысяч тонн оказанной военной помощи, обеспечивая тем самым непрерывную поддержку обороны Украины.