В российских "Шахедах" — украинские SIM-карты. Будут ли их продавать по паспорту и почему для Рады это проблема

Читати українською
Автор
1154
Россияне используют наши "симки" в ударных дронах типа Shahed Новость обновлена 29 мая 2025, 16:43
Россияне используют наши "симки" в ударных дронах типа Shahed. Фото Коллаж "Телеграфа"

Существуют ли технологические решения проблемы, кроме запрета на продажу SIM-карт без верификации личности

Враг продолжает увеличивать производство ударных беспилотников и готовится к массированным атакам с применением сотен, а возможно, и тысяч дронов одновременно. И некоторые из них используют украинские SIM-карты для навигации и передачи телеметрии. Несмотря на длительные оговорки со стороны военных, в Украине до сих пор не введена ни обязательная верификация абонентов, ни другое действенное решение по этому поводу.

Журналисты "Телеграфа" спросили в Верховной Раде: почему мы все еще позволяем врагу "видеть" через наши мобильные сети и способна ли Украина перекрыть этот технологический канал?

"Проблема не нова"

Не секрет, что российские военные устанавливают на ударные беспилотники SIM-карты украинских мобильных операторов. По данным британской разведки, такая тактика используется по меньшей мере с конца 2023 года — тогда впервые публично сообщили об обнаружении 4G-модемов в сбитых дронах. В одном из отчетов Института изучения войны (ISW) упоминался дрон "Шахед", в котором нашли батарею, модем и SIM-карту "Киевстара".

Как объяснял старший научный сотрудник британского аналитического центра Royal United Services Institute Джек Уотлинг, россияне используют украинские SIM-карты в дронах Shahed-136 не просто так. Благодаря сигналам мобильных базовых станций, беспилотник получает дополнительную и бюджетную систему навигации, которая помогает ему лучше ориентироваться на местности. Карта позволяет во время полета в режиме реального времени передавать телеметрические данные — в частности, координаты и время, когда дрон был сбит. Таким образом, россияне не только лучше контролируют маршрут полета, но и могут менять задачи на ходу или даже вмешиваться в ручное управление беспилотником.

Быстро, дешево и уже завтра?

Россияне для защиты от украинских дальнобойных дронов активно используют вертолетную авиацию, системы радиоэлектронной борьбы и традиционные средства противовоздушной обороны. Однако еще одним шагом является масштабное ограничение работы мобильных сетей. В России продают SIM-карты исключительно по паспортам (правда, уже давно), ввели контроль за потреблением интернет-трафика, а иногда во время наших атак мобильный интернет иногда полностью отключают.

А что мы делаем? В Украине SIM-карты до сих пор продаются абсолютно свободно, без ограничений или верификации. Даже на популярных торговых площадках, таких как OLX, SIM-карты можно приобрести открыто и без жесткой проверки личности покупателя. Именно это критически упрощает задачу врагу.

Объявление о продаже телефонов на OLX
Объявление о продаже номеров телефонов на OLX

— Мобильный оператор может просто выключить наши карты на территории России или настроить систему так, чтобы SIM-карта автоматически выключалась, если устройство с ней двигается со скоростью более 190 км/ч, — такую идею выдвинул один из пользователей сети как способ противодействия вражеским БПЛА.

Как объясняет в разговоре с "Телеграфом" IT-специалист, пожелавший остаться анонимным, операторы действительно могут видеть расположение SIM-карт, хотя с нюансами.

— Отследить SIM-карты, которые находятся на территории Украины, несложно. Однако те, что активируются только после пересечения границы с Россией, отследить гораздо сложнее — они "засвечиваются" только тогда, когда попадают в зону покрытия наших сетей, — говорит эксперт.

Следовательно, если рядом не менее трех вышек сотовой связи — оператор может установить местонахождение с точностью до одного километра. А если использовать специальные пеленгаторы (устройства, измеряющие силу сигнала), зону поиска можно существенно сузить.

Если устройство резко и часто переключается между вышками, это может означать, что оно движется очень быстро. К примеру, может лететь. И теоретически такие SIM-карты можно быстро заблокировать, – объясняет айтишник.

По его словам, можно даже временно отключать мобильные вышки во время больших воздушных тревог. Но представьте себе: вся страна без связи. Это невозможно. Поэтому к таким крайностям вряд ли будут прибегать. Это больше вопрос не технологий, а политической воли. При желании операторов и при указании со стороны государства — все можно внедрить достаточно быстро, заключает эксперт по программированию.

Мобильные операторы будут против?

И как бы эти карты ни блокировали, главная проблема заключается в свободной продаже SIM-карт без верификации личности. Пока что ни один закон в Украине не предусматривает обязательную паспортизацию при покупке телефонного номера.

Хотя на общенациональном уровне этот вопрос уже обсуждался. К примеру, в 2017 году Государственная служба специальной связи и защиты информации подготовила изменения в законодательство, которые предусматривали обязательную идентификацию всех мобильных абонентов как контрактных, так и пользователей предоплаченных тарифов. Этот шаг был запланирован в рамках решения Комитета по кибербезопасности при СНБО. Аргументы государства были серьезными: усилить борьбу с кибер- и финансовыми преступлениями, а также повысить эффективность выявления террористических угроз.

Но инициатива столкнулась с сопротивлением со стороны телеком-операторов. В компании Vodafone, в частности, предупреждали, что даже при идеальном сценарии на запуск системы электронной регистрации понадобится минимум год. А для полной идентификации всех абонентов – ориентировочно два. Пресс-секретарь компании Виктория Павловская подчеркивала: предложенных шесть месяцев для старта недостаточно. Она также предостерегала, что значительная часть абонентов рискует остаться без связи, если не успеет пройти процедуру в срок.

В "Киевстаре", крупнейшем операторе мобильной связи в Украине с более чем 23 миллионами абонентов, также считали быстрый переход на обязательную регистрацию нереалистичным. Советник по регуляторным вопросам компании Максим Савченко объяснял, что мобильный рынок страны годами развивался преимущественно в формате prepaid — бесконтрактного обслуживания, не требующего идентификации пользователя.

Смена правил в короткие сроки, по его мнению, в первую очередь усложнит жизнь жителям малых населенных пунктов, где просто нет офисов мобильных операторов.

В январе 2022 года вступил в силу Закон Украины "Об электронных коммуникациях", регламентирующий идентификацию абонентов при восстановлении электронных идентификационных средств — таких как SIM-карта, eSIM, роутер и т.д.

Эти изменения не сделали обязательной общую идентификацию всех абонентов, но ввели правило, что в случае потери SIM-карты ее нельзя восстановить анонимно. Абонент, пользовавшийся SIM-картой без привязки к своим документам, в случае ее потери не сможет ее восстановить без предоставления ФИО, номера паспорта, идентификационного кода и т.д.

В среду, 28 мая, нардеп, заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам цифровой трансформации и глава подкомитета по кибербезопасности Александр Федиенко ("Слуга народа") снова напомнил о проблеме, которая, несмотря на ее критичность, до сих пор не сдвинулась с места. Он отметил, что еще в прошлом году инициировал совещание с представителями мобильных операторов. Тогда, по его словам, речь шла о том, как противодействовать использованию украинских SIM-карт во вражеских дронах Shahed. Обсуждали, в частности, возможность и механизмы локализации таких карточек и их оперативной блокировки при использовании в беспилотниках российской армии.

— С точки зрения перехвата инициативы, каких-либо инновационных разработок, мы всегда на шаг впереди. А вот с точки зрения реализации, масштабирования, мы всегда отстаем от нашего врага, — заявил он.

Так что-то наконец-то изменится?

Для выяснения окончательной позиции законодателей по поводу возможных ограничений мы обратились к народным депутатам.

Сам Александр Федиенко на вопрос "Телеграфа" о том, согласятся ли мобильные операторы на новые правила продаж SIM-карт, напомнил, что в стране идет полномасштабная война.

"Парламент уже принимал, возможно, непопулярные, но необходимые решения — в частности, ограничивал определенные конституционные права граждан, например, запрет на съемку и распространение фотографий прилетов. Это — ответ на ваш вопрос о готовности операторов. Если потребуется для безопасности государства, операторы будут выполнять решения, принятые парламентом", — уверен Федиенко.

Он подчеркнул, что на данный момент речь не идет о немедленном принятии закона: "Однако завтра (29 мая. Ред.) в рамках комитета по вопросам нацбезопасности я собираю рабочую группу. Год назад мы уже создавали подобную группу и сейчас снова должны обсудить ситуацию. К работе привлечены мобильные операторы, правоохранительные органы, а также технические специалисты. Цель — проработать решения, которые могут быть реализованы даже без внесения изменений в законодательство — например, с помощью регуляторных предписаний или рекомендаций".

По словам нардепа, если операторы не будут проявлять гибкость, тогда, вероятно, Рада внесет изменения в Закон Украины "Об электронных коммуникациях".

"Пока такие законопроекты не зарегистрированы. Мои комментарии касались лишь отдельных моментов, упомянутых Стерненко, в частности, относительно действий России, которая во время украинских атак выключает интернет-трафик в приграничных районах.

На сегодняшний день россияне, похоже, еще не имеют технического решения для защиты от атак украинских дронов, поэтому идут самым простым путем — выключают мобильный интернет в критических зонах. Но это вопрос времени. В конце концов они найдут технологическое решение, а мы тем временем спорим, стоит ли что-либо выключать в ответ.

Рабочая группа возобновляет работу. Будут рассматриваться как законодательные инициативы, так и другие регуляторные решения. Если закон не нужно менять, тогда Национальная комиссия по вопросам регулирования связи сможет действовать в пределах предоставленных полномочий, а парламент — давать рекомендации в рамках своего надзорного мандата", — подчеркнул Федиенко.

Что касается идеи автоматической блокировки SIM-карт, которые перемещаются на высоких скоростях (условно – "в лесу"), то, по словам нардепа, это вопрос не географии, а технических параметров.

"Я не могу раскрывать все детали, но речь идет об анализе метрик: времени, скорости, движения, других измерений, доступных оператору мобильной связи. Не все оператор может зафиксировать, но некоторые вещи может. Именно поэтому операторы должны предложить технические решения для профилактики и, при необходимости, блокировки опасной активности.

Врага не следует недооценивать. Сейчас мы вступаем в четвертую фазу конфликта – фазу технологической трансформации. Россияне начинают активно использовать инфраструктурные решения. Например, запуск дронов с использованием украинской сети параллельно с кибератаками, которые могут привести к потере контроля над связью. Мы уже видели взлом сети "Киевстар" — это может быть пример кибертерроризма. Мы наблюдаем появление комбинированной модели угроз – дроны, автоматизация, машинный интеллект, кибернетические атаки. Вся мобильная связь в Украине — в зоне риска", — резюмировал Федиенко.

Народный депутат, член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ирина Фриз, в свою очередь, уверена, что все профильные комитеты, причастные к урегулированию этого вопроса, будут привлечены в случае, если возникнет необходимость внесения изменений на законодательном уровне.

"Могут ли в Украине ограничить продажу SIM-карт или изменить правила их реализации? Это зависит от поступающих предложений, а также от механизмов, предложенных законодателями или другими субъектами законодательной инициативы, которые будут инициировать соответствующие изменения.

На данный момент никакие решения на законодательном уровне не приняты", — добавила она.

Федор Вениславский, глава подкомитета по государственной безопасности, обороне и оборонным инновациям комитета по нацбезопасности рассказал, что его комитет уже неоднократно поднимал вопрос об ограничении возможностей россиян использовать украинские SIM-карты.

"И технически это возможно. Было обращение в СБУ, обращались к провайдерам, которые могут отслеживать аномальную активность сим-карт в автоматическом режиме и блокировать их. Но это проблема достаточно комплексная, потому что в Украине используют не только украинские сим-карты, а сим-карты, которые находятся в роуминге. И выяснить, какие в роуминге используют для нанесения ударов, а какие для разговоров, — очень сложно. Но проблема есть, она очевидна, и сейчас ищется ее решение.

Будет ли в ближайшее время введена паспортизация при покупке сим-карт? Вопрос обсуждается. Это вопрос даже не столько нашего комитета, сколько правоохранительного комитета, комитета по правам человека. По мнению членов [оборонного] комитета, этот вопрос нужно срочно вводить. Ожидаем, что скажут наши коллеги из других комитетов. Я думаю, что в краткосрочной перспективе есть все основания для того, чтобы говорить о необходимости введения купли-продажи этих карт по паспортам.

Но еще раз подчеркиваю: проблема не только в том, что мы будем понимать, кто покупает карты. Потому что за определенные деньги те, кто в затруднительном положении, могут купить [сим-карту] и передать неизвестным людям. И потом будем иметь дело только с такими посредниками. Поэтому проблема более системная, более серьезная", — рассказал Вениславский.

По его мнению, надо разрабатывать именно технологические средства блокировки тех карточек, у которых аномальная активность: "Которые, например, двигаются со скоростью 120—150 километров в час, и видно, что они двигаются за пределами дорог. Как правило, беспилотники не летают над автомагистралями, они летают напрямик, через лес. И потому этот вопрос обсуждается, в нашем комитете есть те, кто разбирается в нюансах телекоммуникаций, есть соответствующие предложения, ожидаем решения этого вопроса в ближайшее время".

А вот по мнению Максима Бужанского, члена комитета по вопросам правоохранительной деятельности, проблема с паспортизацией SIM-карт состоит в том, что это одна из составляющих приснопамятных "диктаторских законов" 16 января.

"Все эти законы — независимо от их смысла, от их необходимости, их применения — признаны токсичными. Несмотря на то, что часть из них уже давно имплементирована в нашем законодательстве после Майдана, желающих становиться на этот скользкий путь — немного. И наш правоохранительный комитет, к ответственности которого относится этот вопрос, не очень рвется принять участие в нем. И более того, упаси Боже, выступить хедлайнером, пока не будет сформирован мощный общественный запрос.

То есть если завтра общественность придет к выводу, что это действительно беда, и паспортизация — правильное решение, которое не ущемляет ничьи права и свободы, если этот вопрос будет на достаточном уровне прокоммуницирован с обществом, то мы можем его рассматривать, можем решить этот вопрос, хотя я не уверен, что таким образом мы решим проблему.

Если коммуникации не будет, то тема настолько токсична и так отдает "16-м января", что я не вижу у нее особых перспектив. То есть нужно сначала выйти к обществу, обсудить, провести широкую дискуссию с участием руководства СБУ и с участием военных. После этого, если будет на то общественное одобрение, принимать", — говорит нардеп.

Бужанский напомнил, что во время военного положения в Украине неоднократно ограничивали права граждан и могут делать это в будущем.

"Но я подчеркиваю: здесь вопрос просто уникальный, потому что он привязан конкретно к "диктаторским законам". И желающих снова нырнуть в эту нишу — нет. Более того, учитывая постоянные политические спекуляции, 350 тысяч статей "Власть повторяет путь Януковича" никому не хочется увидеть. То есть начинать эту дискуссию комитет (если он собрался это делать) должен с широкой дискуссией с общественностью: провести закрытую часть со специалистами, после этого пригласить представителей СМИ и представить все аргументы "за" и "против", — подытожил нардеп.