Четыре часа без света, два со светом. Но может быть и лучше: эксперт объяснил, что будет с графиками отключений

Читати українською
Автор
890
Отключение света Новость обновлена 23 октября 2025, 11:53
Отключение света. Фото Коллаж "Телеграф"

Одесса следующая? Названы регионы, которые будут под угрозой энергетического террора РФ

Очередная масштабная российская воздушная атака по Киеву заставила энергетиков прибегнуть к аварийным отключениям электроэнергии. А это еще даже зима не началась. За счет чего РФ удается, к сожалению, успешно уничтожать украинскую энергетику? К каким графикам отключения света следует готовиться и какие регионы, кроме столицы и Черниговщины, могут стать следующей жертвой энергетического террора московитов? На эти вопросы в блиц-интервью "Телеграфу" ответил руководитель энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип.

Смена тактики ударов

– Андриан, сейчас много можно услышать оценок того, что россияне, мол, изменили тактику атак по нашей энергетической инфраструктуре. Это действительно так?

– Да. Я лично вижу несколько перемен.

Во-первых, это более высокая концентрация ударов. В октябре 2022 года было относительно небольшое количество средств поражения на большое количество объектов. Затем на один объект приходилось все большее количество ракет и дронов. А сейчас количество средств поражения значительно возросло (ведь они больше оружия производят). И на один объект они могут направлять 20-30 Шахедов, пытаясь пробить нашу противовоздушную оборону. Кроме того, Шахеды стали более точными. Таким образом, врагу удается пробивать объект.

Во-вторых, если посмотреть на историю ударов, то у нас были периоды, когда били по нефтебазам, затем периоды ударов по энергосистеме, массированные удары по газодобыче. А сейчас, в пределах одного периода времени, происходят одновременно массированные удары и по электроэнергетике, газодобыче, транспортировке газа и есть удары по нефтебазам.

В-третьих, если раньше объекты распределения электроэнергии не часто попадали под удар, то сейчас россияне уничтожают распределительную инфраструктуру регионов, близких к границе с РФ или линии фронта.

Какие регионы под угрозой

– Учитывая это, какое уязвимое звено украинской энергетики: генерация, передача или распределение?

– Они все вместе пытаются положить, ситуация очень динамичная. Особенно добыча газа в зоне риска, ведь большая его часть находится в восточных регионах. Электроэнергетика – левый берег, потому что туда нет мощностей передать достаточные объемы электроэнергии с правого берега, и там очень много генерации уничтожено. В приграничных регионах вообще все плохо, потому что там по распределительной инфраструктуре лупят, подстанциям, передаче.

– Мы видим, что враг активно атакует энергетическую инфраструктуру Черниговщины, там почти полное обесточивание. Подобрался уже к Киеву и области. Какие регионы могут быть следующие?

– В принципе, проблемы могут быть у всего левого берега. Одесса может оказаться в такой же ситуации. Но в целом на левом берегу ситуация будет хуже, чем на правом.

– А в столице и области может быть такая же ситуация, как на Черниговщине?

– В области ситуация будет неоднородной. Здесь все в милитарной плоскости.

Сценарии отключений света

– Все-таки, защита энергетических объектов в Украине провалена?

– Я бы очень сильно все же не критиковал. Защитить все объекты просто невозможно, а некоторые вообще нельзя. Что касается больших электростанций: ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС, они не могут быть защищены никак иначе, кроме как средствами ПВО. Ты ничто не настроишь над ТЭЦ, чтобы ее накрыть.

– Уже сейчас действуют графики ограничений электроэнергии. Но зима еще не началась. К чему готовиться, в том числе и столице? Это будут короткие циклы отключений или длиннее?

– Руководитель "Укрэнерго" Зайченко озвучивал среди пессимистических сценариев такой, когда четыре часа без света и два часа со светом. Вот так и может быть. Но может быть и лучше.

– В самом деле? За счет чего?

– Мы перешли в режим взаимных ударов по инфраструктуре. Если наши удары будут настолько сильными, что враг подумает, что ему лучше остановиться, то мы можем и не дойти до худшего сценария. Я верю в высокую вероятность такого хода событий.