Россия хочет погрузить Украину в полный мрак. Что означает новая тактика ударов по ГЭС и есть ли угроза потопов

Читати українською
Автор
2077
Удары по ГЭС. Коллаж: "Телеграф" Новость обновлена 22 октября 2025, 16:16
Удары по ГЭС. Коллаж: "Телеграф"

Эксперты объяснили, есть ли угроза блекаута и потопов из-за массированных атак на ГЭС

Сегодня ночью произошла уже вторая за месяц массированная атака России по гидроэнергетике Украины, в частности, по Кременчугской ГЭС и другим объектам. Несмотря на заявления Кремля об "ответных ударах", эксперты убеждены: это не обычный террор, а новая тактика, направленная на создание затяжного блекаута в Украине. Ведь хотя ГЭС производят только 5-8% электроэнергии, их роль в балансировке системы критическая.

"Телеграф" выяснял, почему Россия бьет по ГЭС, какая цель этих ударов и чем это угрожает Украине.

Удары по ГЭС: что происходило ночью

Ночью с 21 на 22 октября российские войска нанесли массированный удар дронами и баллистическими ракетами по энергетической инфраструктуре. Главной особенностью этой атаки стало то, что почти все прилеты были зафиксированы на левом берегу Днепра, а основной целью стали объекты энергогенерации.

Карта полета дронов, ракет и где расположены большие ГЭС

Наши официальные источники пока не раскрывают подробности атаки. Известно, что в Полтавской области мониторинговые ресурсы фиксировали ракетные пуски в направлении Кременчуга, где находится Кременчугская ГЭС, а также Канева, где расположена Каневская ГЭС. Позже в городе прогремели взрывы и сообщили о последствиях для критической инфраструктуры Черкасской области, но без деталей. Из-за массированной атаки в большинстве регионов страны ввели аварийные отключения электроэнергии.

Тем временем российские пропагандистские каналы рапортуют о попадании по ГЭС в Каменском Днепропетровской области и ДнепроГЭС в Запорожье.

Почему ГЭС очень важны для энергосистемы Украины

По словам экспертов, несмотря на то, что ГЭС производят совсем небольшое количество электроэнергии, они относятся к так называемой балансирующей группе генерации. Это означает, что они могут быстро увеличивать или уменьшать производство электроэнергии в зависимости от потребностей потребителей.

Основная масса электроэнергии в Украине производится атомными электростанциями, но они не могут быстро реагировать на изменения спроса. Когда утром и вечером возникают пиковые нагрузки, именно гидроэлектростанции сглаживают эти прыжки и поддерживают стабильность сети. Особо важную роль играют гидроаккумулирующие станции – Киевская и Днестровская ГАЭС. Они работают по принципу большой батареи: ночью, когда электроэнергии в сети слишком много, они потребляют ее и закачивают воду в верхний резервуар. А утром и вечером во время пиков потребления эта вода спускается вниз через турбины, генерируя электроэнергию.

Сергей Нагорняк, председатель подкомитета по энергосбережению и энергоэффективности Комитета Верховной Рады по энергетике, подтверждает, что враг вторую атаку подряд пытается выбить гидроэнергетику.

Каждый процент очень важно для энергосистемы, и даже 5-8% очень существенны. Гидроэнергетика – это балансирующая группа, и для нас важно, чтобы она работала, –

отмечает народный депутат.

Сергей Нагорняк

По его словам, предварительная массированная атака несколько недель назад была направлена именно на гидроэнергетику. Тогда удалось выйти из ситуации с минимальными потерями, но атака 22 октября оказалась более болезненной. "Россияне бьют по подстанциям, бьют по плотине, по заслонкам. Сейчас энергетики оценивают степень поражений и что можно сделать", – рассказывает Нагорняк.

Игорь Стукаленко, руководитель энергетических программ Центра глобалистики "Стратегия XXI" также подчеркивает важность балансировочного характера гидроэнергии. "Основная масса электроэнергии производится атомными станциями. Но гидроэлектростанции могут давать энергию тогда, когда нам нужно", – говорит эксперт.

Ігор Стукаленко

По его словам, в Украине есть проблемы с балансировкой, поскольку старые угольные теплоэлектростанции выведены из строя россиянами. Поэтому любое разрушение гидроэлектростанций усложняет работу всей системы.

Новая тактика России: разбалансировать левый и правый берега

Аналитики обращают внимание на важную деталь последних атак – почти все прилеты зафиксированы на левом берегу Днепра. При этом удары по правобережью были минимальными или вообще отсутствующими. Это может свидетельствовать о новой тактике оккупантов, направленной на создание затяжного блекаута в Украине.

Суть этой тактики состоит в разбалансировании энергосистемы между восточными и западными регионами страны. На левобережье сосредоточена значительная часть тепловых и гидроэлектростанций. Если их уничтожить, на востоке возникнет критический дефицит электроэнергии. В то же время, на западе, где работают атомные электростанции, образуется профицит – избыток электричества, который невозможно передать на восток из-за недостаточной пропускной способности сетей.

Нагорняк отмечает, что удары РФ по украинским ГЭС направлены не на конкретный регион или город, а на общую ситуацию в энергосистеме.

Левобережье Украины сегодня дефицитно в вопросе электрогенерации. Враг это хорошо понимает и пытается выбивать гидроэлектростанции и теплоэлектростанции на левобережье. Нам действительно сложно сегодня балансировать и передавать туда в пиковые часы электрическую энергию, –

объясняет он.

Геноцидная практика: есть ли угроза затопления из-за атак на ГЭС

Одно из самых больших опасений людей, живущих вблизи гидроэлектростанций, – возможность прорыва плотины и массового затопления территорий, как это произошло в результате удара по Каховской ГЭС. Однако эксперты успокаивают – одна или две ракеты не способны совершить значительный раскол в плотине.

Сергей Нагорняк отмечает: "Плотины достаточно крепкие и держат удар уже четвертый год подряд. Поэтому я рисков пока не вижу". Чтобы взорвать ГЭС, ее нужно сначала захватить, подогнать взрывчатку и только потом под огнем ВСУ попытаться взорвать.

В то же время Игорь Стукаленко предостерегает, что многое зависит от масштабов повреждения. Каховская ГЭС доказала, что подрыв дамбы может привести к экологической катастрофе.

Это геноцидная практика нашего неприятеля. Это на уровне с атомными станциями – по ним нельзя попадать, –

подчеркивает эксперт.

Может ли начаться блекаут из-за ударов по ГЭС

По мнению экспертов, возможность блекаута зависит от масштабов повреждений энергетической инфраструктуры и эффективности противовоздушной обороны. Игорь Стукаленко напоминает: "Мы проходили это в 22 году. У нас был практически блекаут, когда свет отключали на долгое время и бытовым, и промышленным потребителям". Эксперт отмечает, что повторение такой ситуации вполне возможно, но нужно попытаться избежать этого.

Наша задача – в первую очередь нужна защита энегообъектов от шахедов.

Игорь Стукаленко

Сергей Нагорняк также настроен оптимистично: "Энергетики и вооруженные силы делают свою работу для того, чтобы украинцы были со светом, с теплом и с газом в домах". Он подчеркивает, что россияне пытаются создать максимальные неудобства для населения Украины, чтобы подтолкнуть к переговорному процессу на условиях Кремля.

В то же время, эксперты не исключают возможности блекаута, если Россия будет продолжать методически разрушать энергетическую инфраструктуру. Самая большая опасность кроется именно в новой тактике – разбалансировке левого и правого берегов Днепра. Если оккупантам удастся создать критический дефицит генерации на востоке при профиците на западе, придется снижать мощность АЭС, поскольку сгенерированную энергию просто некуда девать.

Это может привести к длительному коллапсу энергетики – блекауту не на часы, как сейчас, а на несколько суток или недель. Для реализации такого сценария России требуется меньше ракет, чем для полного уничтожения всей энергетики. Достаточно выбить половину генерации на востоке и максимально уничтожить трансформаторы, распределяющие электричество между разными частями страны.