Транспорт только по пропускам? Эксперты о ключевых вызовах для электротранспорта во времена блэкаутов

Читати українською
Автор
Заменить электротранспорт при длительных отключениях должны автобусы. Фото Коллаж "Телеграфа" Новость обновлена 22 октября 2025, 08:51
Заменить электротранспорт при длительных отключениях должны автобусы. Фото Коллаж "Телеграфа"

Власть в городах должна иметь на случай длительных отключений света план "Б" для замены электротранспорта

Среди последствий длительных отключений электроэнергии или повреждения сетей после обстрелов есть существенное ограничение или даже остановка электротранспорта. В самом худшем варианте – полная. Для больших городов, особенно Киева, отсутствие на дорогах троллейбусов и трамваев, а также невозможность воспользоваться метро — это значительный вызов.

О том, чего ожидать логистике крупных городов в случае продолжительных отключений, "Телеграф" говорил с экс-министром транспорта Василием Шевченко и инженером и транспортным экспертом Дмитрием Беспаловым.

Троллейбусы – наиболее устойчивый вид транспорта при блэкаутах?

Электротранспорт в крупных городах (Киев, Львов, Днепр, Одесса, Харьков, Хмельницкий) обспечивает значительную часть перевозок. По данным Государственной службы статистики, за январь-август текущего года его услугами воспользовались 786,9 млн раз, в то время как автомобильным транспортом осуществлена перевозка только 612 млн пассажиров.

При этом трамваи, троллейбусы и метро уязвимы к отключениям электроэнергии в результате обстрелов. После атаки на критическую инфраструктуру Чернигова 25 сентября были изменены маршруты троллейбусов. В Киеве 10 октября вводились ограничения на "зеленой" и "красной" линиях метро, временно не работали троллейбусы и трамваи. 20 октября троллейбусы приостанавливали движение в Сумах.

Фактически единственная альтернатива в таких случаях – это автобусы, отмечает экс-министр транспорта Василий Шевченко. При том, что этот вид городского пассажирского транспорта дороже, учитывая стоимость горючего, и не так эффективен, если речь идет о значительном пассажиропотоке.

В свою очередь инженер и транспортный эксперт Дмитрий Беспалов в разговоре с "Телеграфом" приводит пример — аварию в тоннеле между станциями "Демеевская" и "Лыбидская", когда город на время компенсировал движение по "синей" ветке метро автобусами, и ситуация для этого района была сложной.

На Голосеев и Теремки через закрытый участок метро киевляне добирались дольше

"И это только один участок метрополитена, а если представить вообще исключение всего электротранспорта – это не очень хорошо", — говорит Дмитрий Беспалов.

При этом оба собеседника отмечают интересный нюанс: троллейбусы, благодаря конструкции и наличию автономного хода, являются наиболее устойчивым видом электротранспорта в случае аварий и отключений электроэнергии во время обстрелов.

"Троллейбусы нового поколения, которые сейчас закупают города, имеют аккумуляторы или батареи. Они позволяют им проехать определенное расстояние без контактной сети. То есть даже при отключениях у них есть запас хода, что дает возможность завершить маршрут и доехать до парка", — говорит Василий Шевченко.

Автобусов и такси станет больше. Следует ли ожидать транспортный коллапс?

Автобусы в столице смогут перекрыть спрос на перевозки, выполняемые электротранспортом, даже при исключении метрополитена, прогнозирует Дмитрий Беспалов. И, кстати, в столице уже был такой опыт в начале полномасштабки, тогда, правда, работала подземка, а вот трамваи и троллейбусы были полностью остановлены.

Впрочем, если не будут работать светофоры, пропускной способности дорожной сети не хватит ни для такси, ни для автобусов, и город окажется в пробках.

В качестве положительного примера эксперт приводит Львов, где уже проводились отработки на случай отключения электроснабжения. Там вместо трамваев на линии запускали автобусы, которые перебрасывали с других маршрутов, или задействовали резервный транспорт. Также там тестировали и работу резервного питания светофоров, которое устанавливают на случай длительных отключений электроэнергии.

12 октября светофоры во Львове проработали сутки на резервном питании

"То есть во Львове протестовали, как это должно работать в случаи отключений. В Киеве тоже якобы делали определенные шаги для автономной работы светофоров, но я не уверен, что на 100%, так же отсутствует информация как эта система тестировалась ", — говорит эксперт.

Отметим, что после разговора мы обратились с запросом в КГГА о готовности светофоров к работе в случае экстренных отключений электроэнергии и проинформируем читателей об этом, как только получим ответ в отведенный законом срок.

Действовать в нескольких направлениях: опыт Covid-19 и советы работодателям

Транспортные эксперты также отмечают, что властям на местах следует действовать в нескольких направлениях по обеспечению перевозки пассажиров при ЧС. С одной стороны, высказывает мнение Василий Шевченко, нужно заботиться о защите объектов, обеспечивающих питание наземного и подземного электротранспорта.

"В вытяжные подстанции, обеспечивающие питание метро, трамваев и троллейбусов, достаточно сложно попасть, сложнее, чем, например, в такие же железнодорожные объекты, координаты которых легче обнаружить. А здесь нужно приложить много усилий, чтобы нанести немного вреда, поэтому угроза для таких подстанций меньше. Плюс метрополитен имеет дублирующие системы питания. Но это не значит, что эту инфраструктуру – подстанции, трансформаторы и т.д. – не нужно защищать", — говорит экс-министр.

Это важно и с учетом того, говорят специалисты, что очень трудно заменить такие объекты резервными видами питания типа дизель-генераторов, аккумуляторных модулей, мобильных тяговых подстанций и т.д. Хотя таковые и закупают некоторые города, но эти источники тока имеют ряд недостатков и в зависимости от вида:

  • Нуждаются в стабильном давлении газа;
  • Рассчитаны на непродолжительное время работы;
  • Дорогие в эксплуатации;
  • Сложные в транспортировке.

"Если, например, взять киевское метро, то оно потребляет значительную долю электроэнергии. Поэтому обеспечить такой объем с помощью газовой, дизельной или бензиновой генерации будет трудновато. Разве что можно будет просто поддерживать жизнедеятельность системы, но точно не полную проездную способность, то есть с поездами каждые две минуты. Так это работать точно не будет", — отмечает Дмитрий Беспалов.

При этом эксперт не исключает применения решений, которые вводили столичные власти в разгар пандемии коронавируса, но отмечает, что это наихудший вариант развития событий.

В разгар эпидемии в 2021 году в Киеве действовали спецпропуска для общественного транспорта

"Если предложения общественного транспорта будут ограничены, тогда логично будет регулировать пассажиропоток с помощью специальных пропусков. Ведь потребуется в первую очередь дать возможность добраться на работу сотрудникам критических предприятий. Конечно, очень не хотелось, чтобы сработал такой худший вариант. Но, если у вас есть очень ограниченные ресурсы, надо продумывать принципы, по каким их распределять", — считает Дмитрий Беспалов.

При этом Беспалов считает опыт пандемии не самым успешным, впрочем, видит в нем шанс сделать выводы и на этот раз сосредоточиться на более действенных механизмах.

"Возможно, придется задуматься о такой банальной вещи, как смещение графиков начала и конца рабочего дня. Такие ситуации можно моделировать, договариваться с крупными работодателями, объяснять, что они могут потерять и предлагать другие варианты. Все это можно и необходимо делать, готовиться к разным сценариям", — говорит Дмитрий Беспалов.

Как сообщал "Телеграф", проблемы с электроснабжением влияют и на работу пищевой промышленности, в частности, может повлиять на ценовую политику. Эксперты прогнозируют удорожание хлеба, мяса, яиц и молочной продукции.