Следует привыкать к низким температурам в квартирах: эксминистр энергетики дал прогноз на отопительный сезон

Читати українською
Автор
2355
По мнению Юрия Бойко, нужно экономить газ, а для этого пересмотреть отопительные нормативы. Фото Коллаж "Телеграфа" Новость обновлена 28 октября 2025, 16:10
По мнению Юрия Бойко, нужно экономить газ, а для этого пересмотреть отопительные нормативы. Фото Коллаж "Телеграфа"

Сейчас подходящее время, чтобы поддержать прифронтовые регионы и помочь им пройти отопительный сезон

Непростая ситуация, которая сложилась в энергетике из-за постоянных атак россиян, и может отразиться на стабильности отопительного сезона, не предполагает простых решений. Среди них – пересмотр нормативов по подаче теплоносителя, перераспределение оборудования между регионами, а также усиление активной защиты энергетической инфраструктуры.

Эти шаги как первоочередные назвал в блиц-интервью "Телеграфу" представитель государства в наблюдательном совете Национальной энергетической компании "Укрэнерго" и экс-министр энергетики Юрий Бойко.

Ключевое:

  • Ради экономии газа следует пересмотреть нормативы подачи теплоносителя и привыкать к более низким температурам в квартирах.
  • Зима может стать тестом соответствия анонсированных шагов по энергетической устойчивости реальным результатам.
  • Центральные и западные регионы могут помочь с оборудованием восточным, ведь приобретение нового затянется.
  • Важное направление – противодействие способности россиян использовать для атак значительное количество средств поражения

Могут возникнуть проблемы не с началом, а с финалом

- Сегодня, 28 октября, официально стартовал отопительный сезон, на ваш взгляд, как пройдет этот процесс – стоит ли ожидать задержки с подачей тепла/аварий?

– На самом деле определенная часть социальных объектов начала получать тепло еще до официального старта. Это те из них, на которых были построены индивидуальные теплопункты на альтернативных видах топлива еще до полномасштабной войны. В частности, соответствующие программы действовали для школ. И воспользовались ими в разных регионах – в центре, на западе Украины, в Киевской области – география очень широкая. Не уверен относительно сотен таких объектов, но то, что их десятки – это стопроцентно.

Далее, если мы говорим о начале отопительного сезона в больших городах, во-первых, я не вижу проблем с этим в большинстве населенных пунктов. Но вижу проблемы с его прохождением и завершением. То есть, я думаю, что у нас потенциально могут возникнуть сложности с возможностью производить тепло, начиная с февраля. И эта перспектива точно касается страны в целом.

– А с чем будут связаны эти проблемы?

- Банально с необходимостью что-то сжечь, для того чтобы тепло появлялось. Совершенно очевидно, что для этого будет недостаточно газа. Кстати, если бы меня кто-то спросил, я бы посоветовал правительству пересмотреть нормативы подачи теплоносителя. Следует снизить их на несколько градусов, приблизив к европейским. Если вы поинтересуетесь опытом, то узнаете: в Западной Европе, даже в скандинавских странах, 18 градусов в жилых помещениях считается хорошая температура. В некоторых странах показатели еще ниже. Я не призываю делать копипаст, но однозначно, что с целью продления сроков предоставления услуг по теплоснабжению нужно более экономно использовать газ. А для этого, пожалуй, стоит снизить наши стандарты, которые в определенной степени являются советским рудиментом. Я понимаю, что все привыкли иметь +25 в квартирах и открытые окна, но так в этом году точно не выйдет!

- О каких цифрах может идти речь, насколько нужно уменьшать температуру теплоносителя?

- Это расчетная величина, которая зависит от многих параметров. Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) или котельные могут иметь разные характеристики, начиная от количества присоединенных объектов, заканчивая длиной сетей и их состояния, что влияет на потери тепла. То есть, это все индивидуально для каждого производителя тепла и провести такие расчеты несложно. Главное создать юридическую предпосылку.

Станет ли Шостка вторым Алчевском?

— Если говорить о прифронтовых регионах, очевидно, что легким отопительный сезон для них не будет? Как это можно изменить?

– Для этих территорий он будет очень сложным. Мы понимаем, почему так. Можно ли было избежать такого сценария? На мой взгляд, нет, но можно было смягчить. Благодаря анонсированным более двух лет тому назад программам, связанным со строительством распределенной генерации, с использованием альтернативных источников энергии в работе водоканалов, котельных и т.п. От региона к региону они реализованы с разной эффективностью, но в общем не могу сказать, что выполнены на оценку "5+". Исходя из этого, скорее всего, предстоящая зима как раз будет тестом на соответствие реальных результатов тем шагам, которые декларировались. А также способности таких результатов облегчить прохождение этой однозначно сложнейшей зимы за весь период войны.

Есть города, по которым прогнозы в целом неутешительные – это, в частности, Чернигов, а также Шостка Сумской области. Может ли последняя стать вторым Алчевском (самый известный случай техногенной аварии, когда в разгар зимы остановилось теплоснабжение города), как некоторые предполагают?

– Мы помним, что все-таки Алчевск – это пример негативного опыта в мирное время. Сегодня же объективно с теми рисками и вызовами военного времени, которыми мы сталкиваемся, сценарий развития событий может быть любой. Чтобы сузить диапазон до более или менее приемлемого варианта, необходимо прилагать определенные усилия. А именно повернуться в сторону проблемных регионов, мобилизовать ресурсы, чтобы помочь им пройти отопительный сезон. Кстати, я бы в список добавил кроме Черниговщины и Сумщины, еще Харьковскую и Одесскую области, Херсон.

Что же можно сделать? Если бы у меня кто-то спросил, то посоветовал бы сначала проанализировать потребности и надеюсь, что это уже делают. Далее среди прочего рассмотрел бы возможность демонтажа оборудования на соответствующих объектах центральной и западной Украины, чтобы перенаправить в перечисленные регионы и максимально быстро провести там восстановительные работы. Ведь это важнейшая составляющая системы, потому что без электричества все остальное работать не будет. Соответственно, когда есть электричество, тогда можно говорить о следующих шагах.

- Не повлияет ли эта схема "забрать в одном месте и передать в другое" на работу энергетических объектов? И есть ли другие варианты?

- Совершенно очевидно, если НЭК "Укрэнерго" сформировала достаточно большой запас оборудования и очень часто ремонт подстанций задерживается по соображениям безопасности, в отличие от облэнерго, которые, насколько мне известно, таких запасов не имеют. Начать сейчас их создавать, инициировать закупки и т.д. – это абсолютно деструктивная история. Ведь соответствующие процедуры, а также изготовление оборудования и поставки – это плюс 6 месяцев. То есть время за пределами отопительного сезона, поэтому необходимо принимать более быстрые и эффективные меры. В целом те же подстанции созданы с серьезным запасом оборудования. Конечно, демонтаж его части может ухудшить надежность объекта, однако это возможность для оперативных ремонтов в других регионах.

Пассивная защита без активной этой зимой не сработает

- Если говорить о защите объектов энергетики, насколько она эффективна?

- Надо понимать: сложная ситуация не предполагает простых решений. Если мы сталкиваемся с военными рисками, то сказать: "Давайте закатаем в бетон все подстанции", и назвать ворами тех, кто не успел это сделать, это будет неправильно. Необходим комплексный подход для того, чтобы иметь на выходе результат. По-другому это не работает. Или мы консолидируемся и принимаем меры, чтобы исправить ситуацию, или занимаемся ерундой и делаем манипулятивные заявления по примеру отдельных народных избранников и ищем крайних. Совершенно очевидно, что если на тот или иной энергетический объект летит значительное количество дронов, то бетон не спасет. То же касается и возобновления их работы после ударов. Что следует предпринять в этом направлении, я объяснил. В то же время нужно понимать, если мы ничего не сделаем со способностью россиян атаковать столь значительным количеством средств поражения одномоментно, ничего хорошего из этого не выйдет.

Возвращаясь к защитным сооружениям, по моему убеждению, то, что сделано на подстанциях "Укрэнерго", — это лучший пример по стране. Больше никто ничего не сделал по факту. Точечные вещи есть, но в таких масштабах точно никто и близко не приближается к отметке хотя бы 0,1% того, что выполнила НЭК. Но позволяет ли это утверждать, что мы защищены и нам любые сценарии не страшны? Конечно, нет. Защита эффективна, если на подстанцию долетает 2-3 дрона, максимум 4, а не несколько десятков. И понятно, что масштабы разрушений от пары дронов и при наличии оборудования на складах можно устранить через несколько часов или дней. Но при масштабных атаках на подстанцию продолжительность работ измеряется неделями, а то и месяцами. При критических поражениях вообще нужно демонтировать то, что разрушено, подготовить площадку и строить заново.

- То есть усиление систем ПВО должно быть приоритетом?

– Безусловно. Я понимаю, что очень сложно обеспечить защиту, когда те же дроны летят точечно, только на несколько объектов. Очевидно, что россияне изменили тактику, и мы, наверное, тоже должны проактивно реагировать на новые вызовы. Если неадекватно большое количество средств поражения будет продолжать направляться на объекты критической инфраструктуры, не только на подстанции НЭК, это будет только ухудшать сценарий ближайшей зимы. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы этого не допустить. Начиная от возможно ударов по заводу в Елабуге, и заканчивая активными системами защиты наших объектов энергетики. Я не военный человек, чтобы говорить о реализации именно таких мер, но с точки зрения общей инженерной логики, говорю о том, как все должно происходить, чтобы речь шла о более или менее пессимистическом сценарии для этой зимы.

Как сообщал "Телеграф", по мнению некоторых экспертов, поскольку Россия уничтожает старую генерацию, доставшуюся с советских времен, нужно работать над развитием новой по принципу децентрализации.