Роботы на войне: репортаж из школы, где готовят операторов, спасающих жизнь

Читати українською
Автор
Новое поколение наземных роботизированных комплексов Новость обновлена 24 ноября 2025, 13:38
Новое поколение наземных роботизированных комплексов. Фото Тая Билан, "Телеграф"

Визит в учебный центр 3-й ОШБр показал, как готовят операторов будущего

Осенняя прохлада не мешает активности на тренировочном полигоне. Двое мужчин в тёплых куртках внимательно наблюдают за работой наземного роботизированного комплекса, один из них держит пульт дистанционного управления. Недалеко на грунтовой трассе, покрытой лужами и грязью, тяжелый шестиколесный дрон преодолевает сложное препятствие с поваленными березовыми стволами.

Именно так выглядит обыденность первой в Украине Школы наземных роботизированных комплексов, которую создала Третья отдельная штурмовая бригада. Сегодня здесь готовят специалистов новой военной специальности – операторов НРК (наземных роботизированных комплексов), профессии, которой еще два года назад официально не существовало в штатном расписании Вооруженных Сил.

"Телеграф" побывал в локации и своими глазами увидел, почему сюда стоит очередь.

Операторы НРК — самая ожидаемая новая специальность в армии

"Все началось около двух лет назад и развивалось очень интенсивно", — объясняет "Телеграфу" основатель Школы, командир взвода НРК 3-й ОШБр Виктор Павлов, проводя нас по территории учебного центра. По его словам, сначала просто обучали собственные подразделения, но когда в бригаду начали приезжать представители других частей и даже силовых структур, стало ясно: нужна отдельная школа.

Сегодня здесь учатся не только бойцы ВСУ, но представители ГУР, Национальной полиции, пограничной службы и Нацгвардии. Более 150 военных уже прошли подготовку с момента запуска полноценного военного курса несколько месяцев назад.

Фото НРК преодолевает препятствия
Полигон проверяет возможности работы преодолевать грязь и препятствия

Парадокс ситуации состоит в том, что многие курсанты приходят на обучение еще до того, как в их подразделениях появляется штатная должность оператора НРК. "Должности операторов НРК в армии только формируются, поэтому нужно даже больше желающих", — отмечает Павлов.

Бойцы сознательно готовятся к будущему, понимая, что через несколько месяцев эта специальность станет востребованной, и они уже будут готовы вступить на новую должность.

Фото основатель Школы НРК Виктор Павлов
Основатель Школы НРК Виктор Павлов

Вместе с новыми должностями развиваются и самые наземные роботизированные комплексы — новый класс техники, которая берет на себя часть жизни, которая раньше уходила из жизни.

Как рассказывал "Телеграф" ранее, сегодня у НРК есть несколько ключевых функций: эвакуация раненых под огнем, доставка боекомплекта, разведка, выполнение инженерных задач и даже огневая поддержка.

От "песочницы" до боевой стажировки

Учебная программа построена по принципу от простого к сложному. Сначала курсанты овладевают базовыми навыками управления на небольшом полигоне — так называемой "песочнице", где тренируют элементарные движения: вперед-назад, влево-вправо, преодоление небольших препятствий.

Затем наступает черед теории: строение дрона, принципы связи, механика, типы аккумуляторов. После теоретической подготовки курсанты переходят в симуляторный класс, где отрабатывают навыки на тренажерах. Важный этап – практическая работа в гараже, где будущие операторы собственноручно чинят дроны, меняют детали, натягивают гусеницы, смазывают подшипники.

Фото процесс обучения управлению НРК
Операторы НРК готовятся к выполнению сложных задач дистанционно

Финальный этап – "варгейминги" по всей территории с выполнением реальных миссий.

"Инструктор дает задачу, а участники управляют дроном дистанционно, не видя его перед собой", — описывает процесс Павлов. Такая подготовка максимально приближена к боевым условиям.

Фото будущие операторы наземных роботов
Будущие операторы наземных роботов

Однако и это еще не всё. После завершения двухнедельного курса наиболее мотивированные могут пройти месячную стажировку непосредственно в боевом подразделении бригады. Там они видят реальную работу: как обустроена мастерская, что требует ремонта, как готовят комплекс к выходу на задачу, как организуется пункт управления и планируется миссия.

"Вернувшись в свои подразделения после такой стажировки, люди приходят уже не просто обученными, а заряженными и уверенными. Они понимают процесс от А до Я", — подчеркивает командир.

Очередь на семь месяцев

Спрос на обучение превышает возможности школы. Среднее время ожидания для военного, желающего попасть на курс, составляет около семи месяцев. "Наш главный вызов сейчас — подготовить еще больше инструкторов, чтобы ускорить учебный процесс", — признает Павлов.

Почему такая очередь? Это новая, перспективная и очень востребованная специальность. Оператор может эффективно выполнять боевые задания с минимальным риском для собственной жизни — работая с укрытия или с безопасного расстояния около 40 километров. При этом его работа спасает жизнь других военных.

Фото роботизированная техника в действии
Роботизированная техника в действии

Кроме того, это техническая и увлекательная профессия. Ребята приходят сюда, потому что любят технику, геймпады и симуляторы. И оказывается, именно эти умения становятся ключевыми навыками современного боя.

Школа предлагает два формата обучения. Базовый пятидневный курс рассчитан преимущественно на гражданские, хотя могут приходить и военные. Углубленный двухнедельный курс — это уже серьезная подготовка военных, позволяющая служить в должности оператора НРК.

Гражданские тоже активно интересуются обучением. Часть просто стремится к новому опыту, другие сознательно готовятся вступить в ряды ВСУ именно на должность оператора. "Были случаи, когда гражданские прошли обучение, подписали контракт и стали операторами или даже инструкторами", — рассказывает Павлов.

При этом школа не занимается принудительной мобилизацией. "Мы никого не "бусифицируем" здесь", — в шутку уверяет командир.

Фото будущие операторы НРК
В Школе НРК рождаются профессионалы

Если человек выражает желание вступить в ряды бригады, ему объясняют процесс, знакомят с подразделением, определяют должность. У нее есть время спокойно подготовиться: закончить семейные дела, пройти медицинскую проверку. И только когда приходит время — едет в учебный центр.

Рекрутинг и образование в одном

Одна из особенностей школы – постоянное обновление учебной программы. В конце каждого курса проводится AAR (after-action review) – анализ проводимых действий, когда собирают отзывы курсантов. Это позволяет понять, что понравилось, а что можно усовершенствовать.

"Наш учебный материал жив и постоянно "дышит"", — говорит Павлов.

Ежемесячно в школе проходит специальная неделя, во время которой команда совершенствует учебные материалы, ремонтирует дроны, едет к производителям, проводит обучение для инструкторов, выезжает в боевые подразделения для обмена опытом. Все это интегрируется в материалы, чтобы они оставались актуальными.

Несмотря на важность специальности, государство не выплачивает военным дополнительное вознаграждение за навыки оператора НРК. Вместо этого существует система е-баллов при выполнении задач с роботизированными комплексами. Затем их можно обменять на вооружение и технику своего подразделения.

Молодые люди 18-24 лет могут пройти обучение, подписать контракт и получить стандартный мотивационный пакет, предусматривающий законодательство для вновь призванных. После обучения их принимают в подразделения НРК, такие специалисты сейчас очень нужны.

В общем, школа НРК выполняет двойную функцию. "Это часть рекрутинга — мы собираем людей и готовим их для подразделений. Одновременно школа выполняет образовательную функцию", — объясняет Виктор Павлов.

Такая модель оказалась эффективной. К обучению приобщаются представители разных силовых структур из разных регионов Украины, но всех объединяет одно — желание овладеть технологией будущего.

Покидая территорию школы, наблюдаем, как очередной робот преодолевает тренировочную трассу. Его оператор, возможно, уже совсем скоро сможет применить эти навыки в следующих операциях ВСУ.