Законопроект о НДС для ФЛП: подорожают ли товары и услуги
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Эксперты объяснили, как введение дополнительного налога повлияет на цены на продукты и услуги в Украине
С 1 января 2027 года ФЛП с оборотом более миллиона гривен должны стать плательщиками налога на добавленную стоимость. Кажется, это просто техническое изменение в налоговом законодательстве, но на самом деле ситуация гораздо более серьезная.
"Телеграф" выяснял, почему эксперты называют эту инициативу смертным приговором для упрощенной системы налогообложения, как изменятся цены на товары и услуги, и что ждет украинских предпринимателей всех категорий.
Миллион гривен оборота – это всего 2700 гривен в день: почему новый лимит выглядит абсурдно малым
Законопроект предусматривает изменения в Налоговый кодекс с четким порогом. Если ФЛП за последние 12 месяцев заработал более миллиона гривен оборота без учета НДС, он автоматически становится плательщиком налога на добавленную стоимость. Звучит солидно, но математика показывает другое.
Миллион гривен в год — это всего 2700 гривен в день. Маленькая кофейня, парикмахерская или магазин легко превышают эту сумму за день работы. Поэтому предлагаемый Минфином лимит выглядит нереалистично низким для современных реалий украинского бизнеса.
Олег Гетман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы, в эксклюзивном комментарии "Телеграфу" рассказал о европейских стандартах. По словам эксперта, в Европе порог перехода на НДС обычно составляет 45-65 тысяч евро, а во Франции, Италии и Британии — 85 тысяч евро, что соответствует европейской директиве. В Украине же предлагают порог около 20 тысяч евро, что почти в четыре раза меньше европейского уровня и, учитывая войну и сложное администрирование НДС, не соответствует задекларированной европейской модели.
Народный депутат Галина Васильченко в эксклюзивном комментарии "Телеграфу" также отмечает эту проблему: " Полномасштабное вторжение усилило инфляцию, подорожала валюта, растет аренда и коммунальные услуги. Все это увеличивает расходы на ведение бизнеса. В конце концов, если мы смотрим на европейскую модель — там около 20 тыс. евро. Если добавить в это войну и сверхтяжелое администрирование НДС, то это никак не похоже на европейские стандарты".
Бизнес уйдет в тень: почему Минфин не получит ожидаемых денег в бюджет
Казалось бы, введение 20% НДС должно привести к удорожанию товаров и услуг. Но большинство экспертов уверены — этого не произойдет. Олег Гетман объясняет:
Это маленькие лавочки, маленькие кафешки, разные услуги, там парикмахерские, салоны красоты, кофейни. Это все, что мы видим вокруг. Это и малый и микробизнес, который сейчас достигает оборотов 4-5 миллионов. Если вдруг будет установлен миллион, то микробизнес у нас он очень умен. Они это уже видели, это уже проходили, просто весь микробизнес резко перестанет показывать этот один миллион. Все обороты будут в пределах 900, 950, 980 тысяч.
Эксперт приводит конкретные примеры, как это будет работать: "В наших условиях, с нашей все еще коррумпированной налоговой, просто не выдается большинство фискальных чеков тем, кто работает в розницу, и у всех обороты станут по 900 тысяч. Те, кто работает по "безналу", типа там инновационных отраслей, дизайнеры, айтишники очень легко: и, открывается второе ФЛП на маму, третий ФЛП на брата, и вместо одного ФЛП на 3 миллиона будут три по 980 тысяч".
Повышения цен не будет? Почему конкуренция не даст ФЛП содрать с клиентов дополнительные 20 процентов
Главный вопрос для обычных украинцев — подорожают ли продукты питания, услуги парикмахерских, кафе и других заведений? Большинство экспертов дают однозначный ответ: нет.
Конкуренция безумная и ФЛПы все очень изобретательны. Поэтому просто ни одна из целей Минфина не будет достигнута, а скорее наоборот. Меньше сборов в бюджет вместо ожидаемых Минфином; большее дробление и больше схем. То есть все цели Минфина будут достигнуты с точностью до наоборот.
говорит Олег Гетман.
Экономист приводит исторический пример: "Мы как аналитики смотрели, что произошло, когда вводили когда-то от миллиона РРО лет 10 назад. Типа, как только вы набираете миллион, вы должны поставить РРО. РРО никто ставить не хотел, поэтому резко все обороты сократили в пределе 900-950 тысяч".
В то же время Анатолий Амелин, соучредитель и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future, в эксклюзивном комментарии "Телеграфу" объяснил, почему бизнес в сфере услуг окажется в худшем положении и все же повысит расценки:
Если я занимаюсь торговлей, я где-то официально покупаю товар, официально продаю, то у меня есть налоговый кредит и у меня есть возможность получить возмещение из бюджета и так далее. А если бизнес в сфере услуг — у них нет расходов с НДС, поэтому в них напрямую вырастет налоговая нагрузка, которую они вложат в стоимость продукции для своих клиентов.
Эксперт приводит конкретные категории пострадавших: "Это у нас айтишники, юристы, архитекторы, консультанты. Им придется повысить на эти 20% стоимость услуг. Это будет уменьшать количество клиентов и в целом возможности зарабатывать так, как раньше. Это значит, что будут падать объемы продаж".
С идеей переложить налоговое бремя на плечи покупателей/клиентов не совсем согласен частный предприниматель из Киева. В эксклюзивном комментарии "Телеграфу" он сообщил, что многим ФЛП придется "уйти в тень", в частности, брать оплату за товары/услуги "черным налом", и, по возможности, дробить бизнес:
Повысить цены это, конечно, хорошая идея, но вопрос на сколько? У людей и так мало денег, из-за чего количество заказов в последнее время упало.
Сотни тысяч украинцев могут потерять работу из-за закрытия бизнесов
Анатолий Амелин рассказал о возможных масштабах катастрофы: "Большая часть предпринимателей либо закроется, либо уйдет в тень. Мы знаем, что там несколько сотен тысяч украинцев работают на ФЛПах, они могут потерять работу. Некоторые ФЛПы в общем могут закрыться и прекратить существование, кто-то просто уйдет в тень, а кто просто потеряет работу".
Эксперт приводит потрясающий прогноз:
Наши предварительные расчеты показывают, что от этих нововведений — в том формате, который вводит Минфин — в целом налоговые поступления в бюджет не то что не вырастут, они упадут.
Галина Васильченко также видит угрозу для микробизнеса: "Такие пороги совсем не соответствуют экономическим реалиям в Украине. В первую очередь это ударит по микробизнесу, который просто не сможет работать и будет вынужден либо переходить на серые схемы, либо закрываться ".
На фронте воюют 300 тысяч бывших ФЛП: эксперт предупредил о социальном взрыве после войны
Анатолий Амелин озвучил самый опасный аспект ситуации: "У нас в Украине появятся предпосылки для социальной напряженности, предреволюционных настроений. Мы помним, у нас были уже Майданы предпринимателей, так это больше миллиона человек. Сегодня на фронте 300 тысяч военных – это ФЛПы, бывшие ФЛП, которые во время войны потеряли бизнес. И у нас, если закончится война, эти люди также очень активно будут требовать справедливости и спрашивать: а почему, пока я воюю, кто-то другой зарабатывает деньги или вообще уничтожили мой бизнес?".
Экономист делает жесткий вывод:
Можно сказать, что эти несуразные предложения Минфина создают предреволюционную ситуацию в Украине, которая будет очень на руку нашим врагам.
Анатолий Амелин рассказал о результатах опросов предпринимателей: "56% предпринимателей говорят, что их главная проблема — непредсказуемость действий властей. Как можно инвестировать, как можно привлекать деньги? Ну, даже если я малый предприниматель, я инвестирую в свое развитие. Но как я могу инвестировать, если государство за последние 10 лет более 200 раз вводило изменения в налоговое законодательство. Это очень непредсказуемая история.
Экономист отмечает, что это не требование МВФ:
Эти вещи – это не требование МВФ. Требование МВФ — это ответ на вопрос, как Украина планирует обслуживать долги.
Регуляторная служба и Минэкономики выступили против: законопроект получил первые негативные выводы
Олег Гетман рассказал о реакции государственных органов: "Законопроект обнародован на сайте Министерства финансов, и сейчас вся надежда малых предпринимателей — это Государственная регуляторная служба и Министерство экономики, которые обычно на стороне малого бизнеса и их защищают. Сейчас Государственная регуляторная служба рассматривает эти законопроекты, и предварительно у них достаточно негативные о них на данный момент есть мнения".
Эксперт добавляет: "Мы как аналитические центры уже опубликовали наше совместное обращение. И там мы соответственно этот проект оцениваем как крайне негативный, приведший к дополнительным схемам, дополнительным дроблениям, и цели Минфина не будут достигнуты".