Украина теряет воду быстрее, чем многие думают: гидролог объяснил, что может спасти реки и колодцы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 18520
Без системных решений последствия могут оказаться более критическими.
Вы приехали к реке возле бабушкиного села, где раньше ловили рыбу, а вместо воды видите только лужи и камыши. Пошли к колодцу — он пуст. Звучит как кадры из постапокалиптического фильма? Однако на самом деле это уже начинает происходить в Украине.
В некоторых населенных пунктах мелеют реки, высыхают озера, а колодцы все чаще остаются без воды. От этого страдают и природа, и фермеры, и простые люди, для которых вода становится все более ценным ресурсом.
"Телеграф" поговорил с известным гидрологом и доктором географических наук Виктором Вишневским, чтобы выяснить: что происходит с водными ресурсами Украины? Может ли это задеть кого-то лично? И главное — можно ли что-нибудь сделать, пока не стало поздно?
140 лет наблюдений и рекордная жара
Сегодня последствия водного кризиса наиболее ощутимы на юге и востоке Украины. Впадающие в Черное и Азовское моря реки нередко пересыхают полностью. Такие последствия ощутили на себе и реки оккупированного Россией Крыма. Именно они наполняли хранилища и давали полуострову пресную воду — Кача, Альма, Черная, Бельбек и Танасу. Однако проблема затронула и центральные и северные регионы, такие как Черкащина, Винничина, Житомирщина и Днепропетровщина.
Только за последние несколько лет в Днепропетровской области полностью высохло несколько озер, а во многих других водоемах уровень воды упал до критической отметки.
Как рассказывает в разговоре с "Телеграфом" гидролог Виктор Вишневский, официальные климатические наблюдения в Украине ведутся много лет.
"Систематические данные, отвечающие современным требованиям, собираются примерно с 1881-1890 годов, то есть уже более 130-140 лет. За это время мы видим интересную тенденцию: начиная с 80-х годов XIX века средняя температура воздуха в Украине выросла примерно на 3 °C ", — отмечает он.
По его словам, этот рост температуры был неравномерным. И если раньше изменения почти не ощущались, то теперь четко видно: каждое новое десятилетие теплее предыдущего.
"На самом деле 3 °C — это очень много. Для сравнения: разница средней температуры между Киевом и Одессой составляет всего около 2,5 °C", — объясняет он.
Иными словами, за 140 лет Киев по климатическим условиям "переместился" примерно на 500 км южнее. Это касается Херсона, Днепра, Полтавы, Кривого Рога и других городов.
Гидролог напоминает, что 2024 стал самым теплым в истории Украины, превзойдя даже предыдущий рекорд 2020-го. В то же время, количество осадков в Украине в течение многолетнего периода практически не изменилось.
"Изменения в климате хорошо видны и на бытовом уровне. Те, кто живет в селах или имеет там родственников, знают: вода во многих колодцах исчезла, а реки, которые ранее текли, пересохли. Эта тенденция особенно заметна в последние годы", — отмечает он.
Показательным примером является Куяльницкий лиман, считающийся самой низкой точкой Украины. Его уровень постепенно снижается: когда-то он был на отметке — 5 м от уровня моря, теперь опустился примерно до -6,5 м. Если бы лиман периодически не подкармливали водой из Черного моря, он уже давно высох бы.
Не только климат, но и выбросы заводов и коммунальников
Климатические изменения – главный, но не единственный фактор водного кризиса. Проблема также состоит в сельскохозяйственном освоении, нерациональном использовании земель и разнообразном загрязнении.
Чтобы оценить подлинное качество воды в Украине, нужны ежедневные замеры. Такие исследования проводятся на предприятиях водоканала. Например, Киев получает воду из Днепра и Десны. Каждый день берут пробы, показывающие реальное состояние воды.
Кроме того, существует сеть наблюдений Гидрометеослужбы и Госагентства водных ресурсов. Однако и здесь есть проблемы: данные не детализированы, не всегда доступны и обычно публикуются только в рамках определенных научных исследований или по специальным заказам.
"Состояние водоемов существенно отличается по регионам. В зонах с мощной промышленностью, например в Донбассе или Кривом Роге, вода значительно загрязнена из-за деятельности предприятий и сбросов коммунальных предприятий. Масштабные сбросы существуют, в частности, с Бортницкой станции под Киевом: почти миллион кубометров стоков ежедневно попадает в Днепр. В Украине больше подобных объектов нет. Бортничи — это самый большой загрязнитель Днепра", — объясняет гидролог.
В районах с меньшей человеческой активностью вода более чистая. В Карпатах она вообще самая лучшая — в некоторых реках ее можно пить безо всяких оговорок.
"По общим тенденциям, возможно, это вас удивит, но постоянного ухудшения качества воды в Украине не наблюдается. Почему? Раньше страна производила значительно больше стали и чугуна, минеральных удобрений, а также имела больше скота и животноводческих комплексов — именно эти факторы существенно загрязняют воду. В настоящее время их количество заметно меньше. Природа обладает способностью к самоочищению, поэтому я бы не сказал, что существует угроза катастрофического ухудшения", — объясняет он.
По словам специалиста, основная проблема сегодня – очистка сточных вод. В мирное время это решалось модернизацией систем, но во время войны сделать это значительно сложнее из-за нехватки средств.
Исчезновение малой реки грозит большим городам
Так почему же высыхание рек — это та проблема, о которой нужно думать прямо сейчас?
Возможно, вы подумаете: "Ну высохла какая-то река где-то на юге – меня это не касается". Впрочем, как объясняет гидролог: от малых рек зависят большие. Если пересыхают малые, постепенно теряют воду и большие реки — именно из них мы обычно получаем воду для нужд людей.
"Сегодня ситуация несколько смягчена тем, что население Украины уменьшилось, и мы научились эффективнее использовать воду в сельском хозяйстве. Раньше полив осуществляли без учета потерь: электроэнергия была дешёвой, воду особенно не считали. Сейчас распространяется капельное орошение и другие современные технологии, которые позволяют расходовать значительно меньше воды", — отмечает доктор географических наук.
Однако тенденция высыхания рек остается опасной: это означает потерю биоразнообразия, сокращение водных ресурсов и в перспективе угрозу для обеспечения населения водой. Уже сейчас, по словам Виктора Вишневского, жизненное пространство для рыбы, уток, гусей и других водных организмов значительно сократилось. Рыба не может существовать без воды, равно как и птицы, зависящие от водоемов.
"В то же время уровень воды в прудах, озёрах или даже водохранилищах существенно не влияет на урожайность. Единственное исключение — это разрушение Каховской ГЭС 6 июня 2023 года. Раньше уровень воды там был на 10–15 метров выше и определял уровень грунтовых вод в прилегающих сёлах. Теперь вода исчезла, и растительность возле бывшего Каховского водохранилища начала страдать от нехватки влаги. Однако это локальная проблема, связанная именно с той катастрофой", — поясняет он.
Простой способ спасти реки и не разозлить людей
По словам гидролога Виктора Вишневского, уменьшение уровня воды становится кое-где критическим. Тенденция к высыханию рек будет продолжаться, потому что глобальное потепление продолжается.
"К сожалению, ни вы, ни я на это напрямую повлиять не можем. В европейских странах и в определённой мере у нас борются с этой проблемой: уменьшают использование ископаемого топлива и переходят на возобновляемые источники энергии — ветер, солнце, морские волны. На государственном уровне нужна политика сокращения выбросов углекислого газа", — говорит он.
Кроме того, в Европе уже давно делают ставку на восстановление природных водных систем. Главная идея – приблизить состояние рек к природному руслу. Только в 2024 году в Европе демонтировали более 540 плотин и искусственных помех, восстановив более 2900 км рек.
"В Украине таких плотин и, соответственно, прудов более 40 тысяч. А разобрали — в лучшем случае несколько сотен. Это капля в море. Часть плотин нужно демонтировать. Это непросто, ведь за десятилетия в водоёмах появилась растительность — камыш, рогоз, которые вместе с водой дополнительно испаряют влагу. Многие пруды остались даже там, где уже нет сёл, а ниже этих плотин течения часто вообще не существует. Однако другого пути нет", — объясняет Вишневский.
В то же время, по словам гидролога, в большинстве случаев технически убрать дамбу несложно. Приезжает экскаватор и ковшом разрывает насыпь — и вода снова течет.
"Однако возникает другая проблема: раньше по той плотине люди ходили или ездили на велосипеде. Когда ее разобрали, люди недовольны и пытаются восстановить все как было — снова насыпать землю", — добавляет он.
Чтобы избежать проблем после демонтажа плотины, на ее месте следует проложить трубу – бетонную, стальную, пластиковую или любую другую. Тогда вода течет природно, а люди сохраняют возможность перехода через реку.
"Однако это требует определенных затрат и желаний, которых, к сожалению, есть далеко не у всех ", — говорит Вишневский.
В конце концов все эти меры нужно делать до того, как очередная река исчезнет. Ведь полностью пропавшие водоемы восстановить очень сложно.
"Как говорил Гераклит, в ту же реку дважды не войдешь. Украинцы и не только они, своей деятельностью также причастны к исчезновению своих рек ", — заключает он.