Хуситы перекрыли газ: чем Украине грозит напряженность в Красном море

Читати українською
Автор
6190
Бурные события в Йемене имеют прямое влияние на Украину
Бурные события в Йемене имеют прямое влияние на Украину

Атаки хуситов на торговые суда в Красном море начинают достигать целей Москвы: антироссийская коалиция в некоторых странах ЕС теряет мощь.

Неурядицы в Красном море начинают создавать проблемы Украине. И дело не только в том, что наши союзники вынуждены отвлекаться.

Хуситы перекрыли газ Италии

Терроризм в Красном море дотянулся до Европы. Несмотря на удары по наносимым США и Великобританией хуситам, судоходство затруднено. Италия стала первой страной в Европе, экономику которой коснулись атаки хуситов на торговые суда в Красном море. 23 января компания Edison, имеющая долгосрочный контракт на поставку газа из Катара в Италию, сообщила, что груз газа не будет доставлен на терминал СПГ в Адриатическом море через Суэцкий канал.

Возможно, это только начало. Катар подтвердил Reuters существование проблем с доставкой сжиженного газа в Европу. По данным агентства, Катар, один из крупнейших в мире экспортеров СПГ, проинформировал покупателей в Европе, а также некоторые британские терминалы, что он задержит или перенесет поставки газа из-за атаки хуситов на суда в Красном море. Данные отслеживания судов LSEG показывают, что Катар не отправлял никаких партий СПГ в Европу через Красное море с 14 января и что по меньшей мере пять партий катарского СПГ, следующих в Европу, сейчас идут по длинному маршруту вокруг Африки. "Не исключено, что поставки Катара в Европу сократятся из-за проблем Красного моря", — цитирует Reuters старшего аналитика Energy Aspects Джейка Хорслена.

Новый маршрут энергоносителей

Италия смогла избавиться от российской газовой зависимости в 2022 году во многом благодаря увеличению поставок СПГ из Катара. Сейчас твердо стоящее на стороне Украины правительство Джорджии Мелони продвигает план превращения Италии в энергетический хаб в центре Средиземного моря, который связывает потребителей газа и нефти в Европе со странами Персидского залива и Африки, где эти ресурсы добываются.

Для этого есть все причины. В последние годы трафик грузов через Суэцкий канал и итальянские порты в страны центральной Европы постоянно увеличивался. Стоимость только итальянского морского импорта-экспорта, проходящего через Суэцкий канал, составляет более 150 миллиардов евро. Немецкие, австрийские, венгерские и чешские компании развивают это направление и инвестируют огромные деньги в портовую и транспортную инфраструктуру на Северо-Востоке Италии.

В последнее время все поменялось. Поддерживаемые Ираном хуситы, атакуя корабли в Красном море, фактически шантажируют итальянцев разрушением экономически выгодного транспортного маршрута и перспективой энергетического кризиса.

Терроризм в Красном море оказывает прямое влияние на логистику. "Если безопасность (в Красном море – БТ) не будет обеспечена, в среднесрочной перспективе может произойти структурное изменение маршрутов", — комментирует последствия кризиса для итальянских портов Зено Д’Агостино, президент ассоциации европейских морских портов (Espo). По его мнению, судовладельцы, систематически совершающие плавание вокруг Африки, не будут заинтересованы в портах Средиземноморья и будут направлять суда непосредственно в порты Северной Европы. Новый маршрут будет означать дополнительные восемь-двенадцать дней навигации, большее потребление энергии, более высокие расходы на страхование, а значит, более высокие цены на конечные товары.

Не выдержали шантажа в Красном море

Вот что любопытно. Атакуя суда разных стран, иранские сателлиты не трогают российские корабли. 19 января член политбюро хуситов ("Ансар Аллах") Мухаммед аль-Бахити заявил, что его бойцы обеспечивают безопасность российских и китайских судов. Таким образом, он дал понять, кто может повлиять на них и прекратить блокаду морского маршрута.

Намека в Риме поняли и уже 24 января депутаты от входящей в коалиционное правительство Мелони партии "Лега" предложили внести в повестку дня вопрос об изменении стратегии Италии в отношении Украины.

Поводом стало голосование в Сенате Италии продление "разрешение на передачу военной техники, материалов и оборудования государственным органам Украины". "Лега", входящая в правящую коалицию, требует от исполнительной власти "взять на себя ответственность в компетентных европейских органах за конкретную и своевременную инициативу, направленную на развитие дипломатического пути, чтобы добиться быстрого разрешения конфликта". Депутаты отмечают, что "двадцать три месяца боевых действий ясно показали, что ни одна из сторон не имеет возможности одержать решающую военную победу над другой, и поэтому невозможно думать о военном решении". Свою позицию партия Маттео Сальвини объясняет в том числе тем, что россия "прошла западные санкции, укрепляя партнерство со странами глобального юга (Северная Корея, Китай, Иран), которое угрожает нынешнему геополитическому балансу".