Ядерное напряжение растет: последствия удара США по Ирану могут оказаться непредсказуемыми
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 2189
Без участия РФ в этом конфликте не обойдется
Президент Соединенных Штатов Джо Байден пообещал "ответить" тем, кто причастен к атаке беспилотника на американскую базу в Иордании, в результате которой погибли три солдата армии США и еще 34 получили ранения. Ответственность за этот удар в Белом доме возлагают на "радикальные группировки, поддерживаемые Ираном".
По данным западных журналистов, принятие решения об ответных действиях может стать одним из важнейших за время президентства Байдена, ведь это может привести к прямой конфронтации Вашингтона с руководством Тегерана.
"Телеграф" выяснял, насколько высока вероятность вспышки еще одного военного конфликта на Ближнем Востоке и какие последствия он может иметь.
Дело чести или неоправданный риск?
Жизнь и посмертная слава американского военного является одной из самых высоких ценностей в США. Во время войны в Афганистане высшее военное руководство Штатов согласовывало обмен тела одного погибшего бойца на десятки живых пленных, ведь возвращение героя – живым или мертвым – на Родину для американцев – дело чести.
Очевидно, гибель трех солдат и ранение еще более 30-ти в результате атаки со стороны иранских террористов требует от США решительных действий. Особо важным для Байдена это решение станет на фоне миграционного кризиса в Техасе, где действующую власть обвиняют в бесхребетности в вопросе защиты государства от внешних угроз.
В то же время, по словам военного эксперта, экс-сотрудника СБУ Ивана Ступака, эскалация конфликта с государством, которое имеет ядерную программу, может стать сдерживающим фактором для официального Вашингтона.
"С одной стороны, вроде бы все к этому идет: Байден сделал воинственное заявление, армия США перемещает крупные бомбардировщики, подготовка началась. С другой – то, что все это делается напоказ, не укладывается в логику и снижает шансы на реальные действия. Обычно американцы не афишируют свои намерения.
Причина колебаний Байдена вполне ясна. Иран – ядерное государство (на самом деле у Тегерана есть ядерные технологии, но официально нет ядерного оружия. — Ред.) и у него есть союзники: хуситы, ХАМАС, Хезболла. Невозможно спрогнозировать, как страны Персидского залива отреагируют на удар по Ирану, особенно на фоне ситуации в Газе. Конечно, никто не будет бомбить ракетами Америку, но одна "грязная" бомба, взорванная смертником на Манхэттене, станет большой проблемой для власти", – говорит эксперт в комментарии "Телеграфу".
Без России не обойдется
Несмотря на то, что Иран не признает свою причастность к атаке на американскую военную базу (ответственность взяла на себя группа "Исламское сопротивление в Ираке", в которую входят шиитские ополченцы "Катаиб Хезболла", "Нуджаба" и "Катаиб Саид аль-Шухада"), говорить о полной непричастности официального Тегерана к инциденту нельзя.
По словам военного аналитика Дмитрия Снегирева, сейчас мы наблюдаем элементы гибридной войны, которую ведет против Штатов Россия, используя свои прокси на Ближнем Востоке. Главной целью этих действий на сегодняшний день является отвлечение внимания Вашингтона от военной помощи Украине.
"По замыслу, создание искусственного напряжения сразу в нескольких точках земного шара даст РФ возможность для новых маневров. Например, позиционирования себя как государства-миротворца, способного урегулировать вопросы с хуситами в обмен на уступки Западу по войне в Украине.
Иран не готов вступать в прямую конфронтацию с США, поэтому использует против американцев якобы неподконтрольных ему боевиков. Таким образом, в любой момент Тегеран может заявить, что Корпус стражей исламской революции — это фактически государство в государстве, поэтому с претензиями следует обращаться к теократическим, а не светским властям Ирана", — отмечает Дмитрий Снегирев в комментарии "Телеграфу".
Более того, Россия не только заинтересована в разжигании новых конфликтов, но и готова активно спонсировать страны-агрессоры вооружением, уверен эксперт. Так, в случае с Ираном опосредованная поддержка будет состоять в поставках военных технологий, обмене разведанными, передаче российского оружия в обмен на иранские БПЛА и баллистические ракеты.
При этом вступать в прямой военный конфликт против США на стороне Ирана Россия не отважится.
"Соединенные Штаты и их западные партнеры (в первую очередь Израиль) сейчас направляют силы на препятствование реализации Ираном собственной ядерной программы. В ответ Тегеран будет наносить удары по стратегическим партнерам США в этом регионе и их добывающих предприятиях, блокировать свободное судоходство. Целью этих ударов является демонстрация возможности значительно ослабить мировую экономику. По замыслу Тегерана это станет предостережением от широкомасштабного вторжения. Стоит отметить, что введения войск в Иран действительно не будет», – говорит Дмитрий Снегирев.
"Сломать" Запад не удастся, дестабилизировать — запросто
Учитывая, что идти войной против Европы и Штатов ни иранцы, ни их марионетки не могут, террористические организации могут направить усилия на дестабилизацию западной экономики.
Впрочем, по словам заслуженного экономиста Украины Алексея Плотникова, взломать эту систему им вряд ли удастся.
"Европейская и американская экономика достаточно стабильна. Чтобы остановить ее или нанести ей сокрушительные потери необходимо приложить чрезвычайные усилия. Маловероятно, что у режимов на Ближнем Востоке есть такие ресурсы. Действительно, атаки хуситов на корабли затормозили, а местами и заблокировали судоходство. Это временный разрыв цепочек сбыта, однако все еще не смертельный.
Пандемия Covid-19, когда застой был по всем "фронтам", имела в разы более катастрофическое влияние на экономику, но и этот кризис Запад пережил. Террористы могут наносить удары по кораблям и предприятиям, вернуться к практике терактов в центре Европы, но все это будет иметь дестабилизирующее влияние скорее на население, а не развитие экономики", - говорит экономист в комментарии "Телеграфу".
Чем бы ни закончилась история с атакой американской базы в Иордании, уже сейчас становится очевидным, что автократия и терроризм набирают не только сил (благодаря военной поддержке "старших братьев"), но и смелости. Если коллективный Запад не начнет мобилизацию ресурсов и не будет иметь политической воли для отпора агрессии, вскоре принципы прежнего мирового порядка не будут иметь веса, ведь на смену им придет право сильного.