Четырех винтов в позвоночнике мало, нужно шесть: юрист о ВВК и основаниях для списания с воинского учета

Читати українською
Автор
4277
Адвокат Светлана Ярошенко рассказала о случаях из практики
Адвокат Светлана Ярошенко рассказала о случаях из практики. Фото Коллаж "Телеграфа"

Реально ли пересмотреть выводы комиссии и добиться недоплаченных ветерану денежных вознаграждений

Недавно "Телеграф" взял комментарий у известного полтавского юриста, адвоката Светланы Ярошенко относительно изменений в порядке выплат для родственников погибших. Речь шла, в частности, и о том, как не попасть на крючок к мошенникам, которые предлагают "ускорить" процесс получения средств, требуя за это миллионы гривен.

Сегодня говорим о болезнях и травмах, которые воинские части и военно-врачебные комиссии (ВВК) могут не связывать с защитой Родины, а также о том, реально ли пересмотреть их выводы и добиться недоплаченных денежных вознаграждений.

ТЦК имеют право мобилизовать человека с болезнями позвоночника, но воинские части могут его не взять

Светлана, в вашем представлении на Facebook написано: "Консультирую военнообязанных, которые сознательно и заранее хотят знать свои перспективы относительно отсрочки, состояния здоровья и возможности проходить военную службу". Логичный вопрос: много ли у вас клиентов?

— Вы хотите спросить: много ли сознательных? – улыбается. — Есть, конечно. Но их меньше, чем тех, кто звонит и кричит: "Караул! Я в ТЦК, спасайте!" Уже не раз писала у себя на странице, что я из ТЦК не вытаскиваю. Поскольку считаю, что в первую очередь каждый должен позаботиться о выполнении своих обязанностей, а уже потом требовать соблюдения своих прав. Если человек не стал на воинский учет, не обновил данные, то о чем говорить? А это у нас как национальная традиция: заявлять о нарушении своих прав, не выполняя свои обязанности. Сначала обязанности, а затем права.

В целом сегодня достаточно людей, которые добровольно идут в армию.

А какие мотивы у людей сейчас мобилизоваться?

— Чаще всего слышу: "Пришло мое время". Есть категория военнообязанных, которые просто ждут, пока им придет повестка, не проявляя инициативы. Но ведь вечно нельзя прятаться. Достаточно молодежи в возрасте 18—24 лет, которые подписывают контракты. А вот контрактников 60+ в своей практике не встречала.

С какими проблемами чаще всего обращаются к вам за правовой помощью?

— Довольно часто приходят мужчины с медицинскими документами на руках, чтобы узнать, есть ли у них основания для отсрочки или освобождения от военной службы. Было такое, что военнообязанного сначала мобилизовали, а затем забронировали. В этом случае, конечно, я ничем не смогла помочь, поскольку бронирование — это основание только для отсрочки, а не для увольнения с военной службы. Хотя в целом люди неплохо ознакомлены со статьей 23 Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации", которой определены категории лиц, имеющих право на отсрочку.

Но не всегда все бывает однозначно. Ко мне однажды обратился молодой человек, который в случае необходимости готов был мобилизоваться, однако имел проблемы с позвоночником. Я посоветовала ему пройти дообследование, чтобы получить вывод о реальном состоянии здоровья. И так случилось, что, когда он вышел из медицинского учреждения с результатами МРТ, ему встретились представители ТЦК и СП. Естественно, его мобилизовали. Но поскольку в выводе МРТ было подтверждение проблем с позвоночником, ни в одной из трех воинских частей, куда мужчину возили, его не приняли. Конечно, с воинского учета его не сняли, но военный билет вернули и дали время до следующей отправки, чтобы он смог забронироваться.

Как межпозвоночные грыжи связаны с дополнительным вознаграждением

Межпозвоночные грыжи — это, пожалуй, одна из самых больших проблем военнослужащих, которые годами не снимают тяжелых бронежилетов. Являются ли грыжи основанием для списания с воинского учета?

— Буквально перед вашим приходом звонил военный, которому ВВК не установила причинной связи проблем с позвоночником, а именно наличия грыж, не только с защитой Родины, но даже с прохождением военной службы. Хотя мужчина с 2022 года постоянно находится на боевых позициях. В 2023-м после ранения он проходил медицинское обследование, и тогда грыж у него зафиксировано не было. А теперь они появились. Мне нужно посмотреть его документы (волей-неволей вынуждена изучать медицину), чтобы понять, есть ли у него перспектива пересмотра заключения военно-врачебной комиссии и соответствуют ли документы сказанному по телефону.

Если ВВК пересмотрит причинную связь, то это повлияет на его дальнейшую социальную защиту.

Не скажу, что комиссии пересматривают заключения во всех случаях. Бывает, два военнослужащих подают документы практически с идентичной доказательной базой травм (обычно это межпозвоночные грыжи), полученных почти при одинаковых условиях, но одному меняют причинную связь, а другому — нет.

В целом я советую тем, кто отправляется в армию, обязательно заключить декларацию с семейным врачом, чтобы потом можно было получить информацию о своих заболеваниях до призыва на службу. Ведь болезни могут развиваться, и небольшие сегодня грыжи со временем способны привести к ухудшению состояния, вплоть до инвалидности. От того, какая будет причинная связь заболевания — с прохождением военной службы или с защитой Родины, — будет зависеть размер единовременного пособия в случае установления процентов потери трудоспособности или группы инвалидности и социальная защита.

Светлана Ярошенко
"Волей-неволей вынуждена изучать еще и медицину", - говорит юрист Светлана Ярошенко

Какие проблемы с позвоночником не позволяют человеку нести дальше службу?

— Сошлюсь на конкретный случай. У меня был клиент, пограничник, с которым мы многое прошли, в том числе и обжалование заключения ВВК. Его позвоночник был скреплен четырьмя стабилизационными винтами, и мужчина подпадал под списание. После обжалования его направили на повторное освидетельствование. Но за это время приказом Погранслужбы были внесены изменения в Положение о прохождении медицинского осмотра в Государственной пограничной службе Украины, согласно которым для списания с военной службы потребовалось уже наличие шести (!) винтов. Этого военнослужащего к тому времени признали ограниченно пригодным, и он продолжает служить дальше, но уже не на передовой.

Может ли давняя травма головы повлиять на выплаты?

На практике, насколько известно, военнослужащим очень тяжело бывает доказать причинную связь между травмами, заболеваниями и защитой Родины…

— Ранение — это очевидный факт, а вот травмы, и особенно заболевания, довольно-таки непросто связать с защитой Родины, поскольку не всегда можно доказать, когда они возникли. Хотя в целом возможно, и есть достаточно положительных примеров.

Впрочем, к чему только ни прибегают воинские части, чтобы помешать этому. Я была очень удивлена, узнав, что в одной из них существует собственная комиссия из числа военнослужащих (не медиков!), которая после установления ВВК причинной связи травмы, связанной с защитой Родины, решила не платить за лечение, поскольку в анамнезе военного увидела травму головы, полученную им еще в 1999 (!) году. На самом же деле военный получил контузию в ходе боевых действий и проходил соответствующее лечение, что фактически и подтверждено ВВК. В этом случае были вынуждены обращаться за защитой в суд. Наш иск был удовлетворен.

Подобные вопросы решаются только через суд?

— Лично я обращаюсь в суды только тогда, когда адвокатский запрос в воинскую часть не дает результата. Уже по опыту знаю, с какой частью можно коммуницировать в досудебном порядке, а с какой лучше и не пытаться.

Тем более что сроки обращения в суд у военнослужащих за защитой своих прав, связанных с прохождением военной службы, совсем короткие — в зависимости от требований один или три месяца. А кто-то ошибочно думает, что имеет на это три года. Конечно, тому, кто лечится после ранения или реабилитируется, кто сталкивается с какими-то бюрократическими преградами, совершенно не до этого. Слава Богу, в большинстве случаев судьи проявляют человечность и идут навстречу военнослужащим, возобновляют сроки обращения в суд и открывают производство.

Расскажите какую-то конкретную историю, имеющую хэппи-энд.

— Вот на днях военнослужащий, после многочисленных контузий находившийся в очень тяжелом психологическом состоянии, получил выплату от одной воинской части в размере более 700 тысяч гривен. Еще 250 тысяч должна выплатить другая часть.

Мужчина воевал в составе десантно-штурмовой бригады. У него нет никаких физических недостатков, но психика пострадала. Когда он находился на госпитальном лечении в Полтаве, его даже взяли на психиатрический учет. Но, несмотря на кучу неутешительных диагнозов, ВВК не сняла его с воинского учета, и он был переведен в бригаду для ограниченно пригодных к службе, которая дислоцируется во Львове.

Надо отдать должное жене бойца. Она, понимая, что мужа нельзя оставлять одного, уехала "служить" вместе с ним. Арендовала квартиру, водила его в воинскую часть, а потом на лечение.

В то же время женщина обратилась ко мне за юридической поддержкой. Я обжаловала заключение ВВК в 12-й региональной военно-врачебной комиссии. Ее вывод был положительным, однако не имел юридических последствий для ВВК во Львове. Однако все же мужчина был признан непригодным с исключением из воинского учета.

Дальше мы с этой семьей начали бороться за выплаты, потому что мужчина полтора года не получал их. Оказалось, что после ранения еще в 2022 году военная часть выплачивала ему денежное довольствие в меньшем размере, чем положено, а так называемые боевые вообще не начисляла. Часть, в которую он был впоследствии переведен, тоже ничего не платила.

Год назад, как раз в сентябре, мы обратились в суд. Мой клиент тогда не верил, что выиграет его. Более того, не верил даже в то, что его бывшее командование могло начислять ему меньшее, чем положено, денежное довольствие.

Суд удовлетворил все наши требования. На полученные средства семья приобрела частный домик, где ветеран чувствует себя психологически защищенным.