Льготное налогообложение, финмониторинг, операции через банки. Что предполагает новый криптовалютный законопроект
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 1372
Сколько налогов придется платить с доходов от криптовалюты
Верховная Рада сдвинулась с мертвой точки в вопросе налогообложения крипторынка и его реальной легализации в Украине. В первом чтении за основу был принят законопроект № 10225 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по урегулированию оборота виртуальных активов в Украине". Стали понятны основные принципы, которые предлагаются для вывода из тени того, что называют виртуальными активами и токенами, их уже понемногу анализируют специалисты. "Телеграф" собрал мнения экспертов.
Не только криптовалюты. Что описывает законопроект
Хотя в повседневном обиходе законопроект окрестили криптовалютным, он оперирует более общим понятием — "виртуальные активы" (ВА). Это активы, "определенные индивидуальными признаками в виде уникального, незаменимого цифрового контента, которые могут передаваться и храниться с использованием технологии распределенного реестра или другой подобной технологии и которые могут содержать цифровое отображение объектов интеллектуальной собственности или ссылки на него". Таково официальное определение.
Согласно законопроекту, виртуальные активы делятся на три вида:
- Токены с привязкой к активам.
- Токены электронных денег.
- Другие токены, не входящие в два первых пункта, виды для которых впоследствии будут определены регулятором рынка ВА.
5% на переходный период и урегулирование обращения NFT. Как предлагается облагать налогом
Для частных инвесторов (физлиц) предусмотрена налоговая льгота по НДФЛ на первом году. Как известно, базовая ставка по налогу на прибыль физического лица составляет 18%, но для крипты ее на первых порах снижают до 5% на переходный период — на 2026 год. В то же время никто не отменяет военный сбор в 5%. Так что в целом человеку с дохода придется заплатить 10%.
Но со следующего, с 2027 года, все вернется к полному налогообложению: 18% НДФЛ + 5% военного сбора, то есть 23% в общей сложности.
"Лучшим вариантом для легализации криптовалютного рынка была бы нулевая декларация, от которой можно было бы отталкиваться. И 10% в начале — это много, а потом вообще 23%, если ничего не изменится. При таких условиях, думаю, меньше удастся легализовать", — дал "Телеграфу" первую оценку налогового предложения финансовый аналитик Андрей Шевчишин.
При этом все налоговые обязательства возлагаются на человека. Криптовалютные биржи не будут администрировать эти налоги: начислять, взимать и отправлять отчеты в Государственную налоговую службу. Владельцам виртуальных активов все придется делать самостоятельно через подачу стандартной имущественной декларации до 1 мая года, следующего за прибылью.
"Обязанность уплаты налогов возлагается на пользователя, биржа не является налоговым агентом, то есть не удерживает и не уплачивает налоги за них, а следовательно, пользователь самостоятельно определяет свои обязательства по декларированию и уплате налогов. При этом важно, что облагается налогом только прибыль, тем самым при убытках по операциям с криптовалютой налог с пользователя не будет взиматься. Это может быть дополнительным стимулом для выхода участников из тени", — отметил "Телеграфу" управляющий партнер адвокатского объединения "Этерникс" Александр Ромасев.
Налоги будут уплачиваться с чистой прибыли. То есть можно будет отнять от общего дохода расходы и не платить налоги по убыточным операциям. К тому же убытки прошлых периодов учитываются до полного погашения – считаете все расходы по годам и начнете платить налоги, только когда выйдете в плюс.
В то же время не удастся вести бизнес с ВА на упрощенной системе налогообложения. Она запрещается как для криптобирж, обменников и других профучастников, обслуживающих соглашения с виртуальными активами, так и для частных инвесторов – ФЛП (физлица-предприниматели, по-укр. ФОП) не смогут совершать покупки/продажи токенов.
Есть и другие исключения и льготы:
- Не будут облагаться налогом доходы от продажи криптовалюты в размере одной минимальной зарплаты, которая в настоящее время составляет 8 тыс. грн.
- Не будут облагаться налогом доходы от обмена одного актива на другой, то есть когда не происходит обмена через гривну или доллар/евро, другую классическую валюту. Исключение делается только для NFT-токенов, которые могут выступать в форме картинок, песенок и т.д.
- Не будет облагаться налогом майнинг, то есть добыча виртуальных активов.
Относительно налогообложения юридических лиц остаются вопросы. Для них пока не предусматривается никаких льгот, так что заработки на ВА, если они вдруг возникнут, должны облагаться налогом по общей ставке налога на прибыль предприятий — 20%.
"Получается, что доходы по операциям с ВА должны облагаться налогом на общих основаниях. Но до сих пор юрлица еще не ставили виртуальные активы на баланс, поэтому до конца не понятно, как это делать. Надо прорабатывать основные принципы и регламенты", — убежден Андрей Шевчишин.
Биржи и обменники. Официальная регистрация и ответственность за уклонение от обязанностей
Согласно законопроекту № 10225, все поставщики услуг ВА, работающие в Украине, должны официально зарегистрироваться у регулятора — биржи, обменники и другие финансовые организации. А затем представлять отчеты и проходить проверки, как это теперь делают банки и небанковские финансовые учреждения. Если кто-то попытается уклоняться от этих обязанностей, то предусмотрен ряд штрафов, которые прописаны в документе с первых шагов.
Также профучастники должны следить, чтобы каждый виртуальный актив правильно описывался для пользователей в целях устранения злоупотреблений и мошенничества.
"Новым для участников рынка является введение белой книги, которая является обязательным документом для публичного предложения. Это ориентированный на пользователя документ, в котором содержится информация относительно виртуального актива, его характеристик, и рисков связанных с его приобретением. Таким образом пользователи будут иметь гарантированный доступ ко всей необходимой информации о размещаемых виртуальных активах, что является очень важным, учитывая наши реалии", — подчеркнул Александр Ромасев.
А еще добавил, что законопроектом устанавливаются требования относительно рекламы ВА.
"Что преследует цель минимизации рисков по введению в заблуждение потенциального пользователя. При этом стоит заметить, что риски остаются все же за пользователем", — заявил Ромасев.
Раскрытие информации и финмониторинг: как будут контролировать владельцев крипты
Полная регламентация и раскрытие информации предусмотрена не только для профучастников крипторынка, но и для инвесторов, несмотря на всю их любовь к анонимности. Поскольку в законопроекте предусмотрен обязательный финансовый мониторинг при переводе ВА.
"Финмониторинг — ну куда же без него? Это часть нашей синхронизации с мировым законодательством, хотя процедуры еще нуждаются в уточнениях ко второму чтению законопроекта. Как сейчас понимаю, текущие требования: финмониторинг возникает в момент перехода гривни в криптовалюту и наоборот. Остальные остаются вне мониторинга", — говорит Андрей.
Финмониторинг при операциях с ВА почти полностью повторяет текущий банковский. Устанавливаются все данные владельцев криптокошельков при переводах:
- фамилия, имя и отчество;
- место жительства или фактического пребывания;
- дата, место рождения или номер и серия паспорта;
- адрес распределенного реестра отправителя (инициатора);
- номер счета виртуальных активов отправителя (инициатора).
Эти данные будут у биржи, и она будет ими делиться согласно соответствующим решениям суда и не только. Например, Службе безопасности Украине достаточно будет отправить письмо — письменное требование СБУ, если речь идет о расследовании дел по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности.
"Банковскую тайну в Украине уже помножили на ноль — правоохранительные органы в рамках уголовных дел свободно получают всю нужную информацию от банковских и небанковских учреждений без решений судов. А теперь то же планируют ввести и для криптовалютных инструментов, хотя одним из преимуществ, что у них ценились высоко, была именно анонимность. Ликвидируется право на приватность и убирается судебный контроль, который есть в правовых государствах", — отметил в разговоре с "Телеграфом" старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.
Открытость данных о владельцах криптокошельков связывают с международными требованиями.
"Когда адвокат сейчас в рамках дела в интересах клиента делает информационный запрос на западную биржу, то ему предоставляется полная информация о владельцах криптокошельков. Действительно раскрываются все данные о человеке, вплоть до фотографии", — признал Кравец.
Кто будет контролировать криптовалютный рынок
Важным вопросом остается, кто в Украине будет контролировать профучастников и весь рынок виртуальных активов. Ранее в СМИ называли несколько кандидатов: Нацбанк, Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), Минцифры. И у каждого было свое видение этого сегмента, которое некоторые даже оформляли в соответствующие документы.
В законопроекте № 10225 пока указан один регулятор — Национальный банк. Буквально, что он "осуществляет государственное регулирование и надзор на рынке виртуальных активов в пределах и в соответствии с компетенцией, определенными Законом Украины "О рынках виртуальных активов". Но эксперты предполагают, что это не последнее слово и в этой главе могут быть изменения.
"Следует отметить, что в настоящее время продолжаются дискуссии по определению окончательного регулятора/регуляторов. В данном законопроекте предварительно за Нацбанком уже закреплена роль одного из регуляторов, и он может остаться либо единственным регулятором, либо Кабмин по согласованию с НБУ должны определить второго регулятора. Среди потенциальных кандидатов НКЦБФР и Минцифры. Но главной проблемой для НКЦБФР является необходимость реформирования этого органа, при этом именно Комиссия имеет опыт на рынке ценных бумаг, характеризующийся определенными общими чертами с рынком виртуальных активов. А Минцифры владеет пониманием рынка и процессов, но имеет слишком либеральный подход, о чем неоднократно говорилось", — объяснил ситуацию Александр Ромасев.
При этом в законопроекте № 10225 прописывается работа с ВА наших банков и небанковских финучреждений, что сейчас является преградой, из-за чего финансисты часто блокируют украинцам счета после операций на криптобиржах. В документе же четко указано, что "банк имеет право приступить к оказанию услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, при условии прохождения процедуры авторизации деятельности".
Также обмен ВА на валютные активы официально признается валютной операцией, а регламент их осуществления впоследствии должен быть утвержден Нацбанком. Но в банках пока осторожно комментируют вопросы блокировок счетов.
"Скорее всего, нормы законопроекта будут значительно переработаны и доработаны до следующего чтения, и не понятно, когда второе чтение состоится. Поэтому пока говорить о каких-то изменениях на рынке преждевременно. Напомню, что сейчас физические лица могут абсолютно законно вкладывать средства в виртуальные активы, но объем этих операций ограничен требованиями постановления НБУ №18: до 100 тыс. грн в календарный месяц со всех счетов физического лица в одном банке. Блокироваться могут счета тех клиентов, которые пытаются обходить требования НБУ и используют для этого операции р2р (переводы средств между двумя лицами, которые осуществляются при участии электронных сервисов. – Ред.)", — отметила в комментарии "Телеграфу" первый заместитель главы правления Глобус Банка Елена Дмитриева.
Отдельно также выписано, что виртуальные активы могут арестовываться и изыматься в судебном порядке. Соответствующие изменения вносятся в закон "Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений", в котором ВА признается движимым имуществом вместе с деньгами, валютными ценностями, ценными бумагами.
Еще предусмотрено декларирование виртуальных активов — как принадлежащих субъекту декларирования, так и членам его семьи. В декларацию прописано вносить данные о виде актива, его наименовании, размере, стоимости на дату обретения права в гривне, а также идентификатор адреса или счета распределенного реестра, на котором содержатся декларируемые ВА и т.д.
Состоится ли легализация крипторынка? Эксперты указывают на "белые пятна"
Судя по всему, вопросов и аспектов работы с виртуальными активами в законопроекте № 10225 прописано много, впрочем, как отмечают специалисты, еще далеко не все.
"Пока это оболочка, с общими направлениями и пожеланиями. Ко второму чтению они могут измениться и стать более качественными. К примеру, не определено, что входит в документальное подтверждение покупки/обмена/бесплатного получения/эмиссии виртуального актива. А это краеугольный камень для определения расходной части для легализации или расчета результата для налогообложения. К тому же не понятно, как учитывать комиссию сети, в каких документальных подтверждениях", — привел примеры Андрей Шевчишин.
Его коллеги также ожидают замечаний и непростых согласований.
"В целом в законопроекте № 10225-д учтены необходимые ключевые моменты, однако пока перед законодателем стоит вызов, который будет состоять в проведении эффективной работы для учета всех имеющихся замечаний и согласования предложений органов государственной власти, которые акцентируют внимание на проблемных аспектах этого законопроекта. Среди таких органов Государственная налоговая служба Украины, Минюст, Минэкономики, Минфин и т.д. Остро будет стоять вопрос не в дополнениях к законопроекту, а именно в согласовании предложений к уже имеющимся наработкам", — считает Александр Ромасев.
К тому же все подчеркивают, что после принятия закона определенное время пойдет на разработку большого количества подзаконных актов, поэтому он не заработает сразу. Даже при том, что Украина будет применять мировой опыт и, прежде всего, европейские принципы. Именно синхронизация с принципами ЕС — одна из причин появления законопроекта, признают в Верховной Раде.
"Украина входит в число стран, где стремительно растет существенный объем пользователей виртуальных активов, но нет введенных четких правил игры для всех участников рынка, что гарантировало бы защиту их прав. Нет единодушия понимания для всех участников рынка, также не происходит наполнение бюджета. Такая правовая неопределенность негативно влияла как на обычных пользователей криптовалют, так и на крупных игроков рынка. В частности, стоит отметить, что из-за такой правовой неопределенности в 2025 году с украинского рынка вышел ряд криптовалютных бирж", — отметил Ромасев.
Он напомнил, что в Европейском Союзе действует Регламент о рынках виртуальных активов (Markets in Crypto-Assets, MiCA) — это нормативно-правовая база, принятая ЕС для регулирования выпуска, предоставления услуг, связанных с виртуальными активами. MiCA призвана содействовать инновациям, одновременно защищая потребителей и участников рынка виртуальных активов. Настоящий регламент устанавливает правила и лицензионные требования для поставщиков услуг, связанных с виртуальными активами, работающими на территории ЕС.
Недавно исследователи поместили Украину на четвертое место в мире по накопленной криптовалюте с 463 51 биткоином в активе. Причем изучая только те ВА, которые задекларировали наши госслужащие разных рангов и активы других государств, арестованные властью. Оценка приблизительная и даже противоречивая, но все равно доказывает большую приверженность украинцев таким инвестициям.
Впрочем, специалисты не ожидают быстрой и активной легализации хотя бы этих ("засвеченных") криптоактивов.
"Пока на легализацию пойдут, во-первых, те, кто решил легализоваться во что бы то ни стало, во-вторых, — те, у кого заработок на крипте более 10%. Массовость в легализации может появиться, когда начнется обмен информацией между иностранными биржами, налоговыми органами разных стран и нашей Государственной налоговой службой. Или между украинскими биржами и ГНС", — спрогнозировал Андрей Шевчишин.
А его коллеги не исключают смену настроений в рядах криптовалютчиков.
"Думаю, что в начале, то есть за переходный период, который составляет один год, даже будет существенный объем участников рынка, которые выйдут из тени, поскольку этот период предусматривает специальную ставку налогообложения в размере 5% НДФЛ и 5% военного сбора. Затем налогообложение будет осуществляться по обычной ставке в размере 18% и 5% соответственно. Таким образом, после завершения переходного периода существует риск возвращения значительной части пользователей рынка в тень", — предположил Александр Ромасев.
В банках отдельно отмечают другую сторону легализации крипторынка — объяснение происхождения денег, которое придется давать инвесторам.
"Для рядовых продавцов/покупателей увеличиваются возможности с точки зрения проведения легальных операций и получения легальных доходов, но появляется налогообложение сделок с криптовалютами и необходимость показать происхождение средств поставщику услуг, который будет выступать субъектом первичного финансового мониторинга", — сказала Елена Дмитриева.
Она отметила, что профучастники вместе с возможностями получат и большие вызовы.
"Объем операций с виртуальными активами стремительно растет и дает возможность получения значительной прибыли, но непрозрачность этого рынка и его волатильность будут требовать от участников рынка адекватной оценки рисков и жизнеспособной бизнес-модели", — подчеркнула Дмитриева.
Принятие же законопроекта №10225-д в целом, по разным ожиданиям, может затянуться до ноября-декабря 2025 года. И все же должно состояться в этом году, поскольку оно входит в требования МВФ, с которым Украина ведет непростые переговоры относительно новой программы расширенного кредитования.