Будапешт может стать возможностью для Путина играть с Трампом, — интервью с главой МИД Эстонии

Читати українською
Автор
1893
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна. Фото ERR

В Эстонии оценели возможность приближения мира в последующие недели.

Потенциальная встреча Дональда Трампа и Владимира Путина в Будапеште может состояться в ближайшие недели и пока вызывает больше вопросов, чем надежды на конструктивный результат.

О том, в чем опасность мирного саммита в Венгрии, а также об использовании замороженных активов РФ и "пробуждении" Европы — в блиц-интервью на полях Совета иностранных дел корреспондентке "Телеграфа" рассказал глава МИД Эстонии Маргус Цахкна.

Нет оснований верить, что Путин изменил свои цели

Потенциальный саммит в Будапеште между Трампом и Путиным — как вы думаете, приблизит ли он мир в Украине?

— Я действительно надеюсь, что да, но мы не видели никакой готовности со стороны Путина.

До и после встречи в Аляске Путин ворует значение слова "мир". Если мы говорим о мире, то должны понимать, что речь идет о долгом, устойчивом и справедливом мире. Но если Путин говорит "мир" или "мирный процесс", это значит больше войны, больше агрессии, больше террора против украинского народа. А также испытание стран-членов НАТО.

Нет никаких оснований верить, что Путин изменил свои цели. Поэтому я не знаю, чего ожидать, но буду очень рад вместе с украинским народом, если будет достигнуто хотя бы соглашение о прекращении огня, а потом мы сможем двигаться дальше с мирным процессом.

Но вы знаете лучше меня, что происходит в Украине. Что происходило минувшей ночью. Так что никаких признаков этого нет. Необходимо усиливать давление.

Я встретился с министром иностранных дел Украины Андреем Сибигой. Единственный месседж: поддерживайте Украину. У Украины есть план.

Нужно усилить давление на Путина, приближается [одобрение] 19-го пакета санкций.

Также я рад, что Эстония уже более трех лет активно продвигает вопрос, как мы можем использовать российские замороженные активы. И, наконец, мы двигаемся вперед. Надеемся, что эти решения будут приняты в скором времени, ведь речь идет о около 100 миллиардах евро в Европе.

*Речь об идее Европейской Комиссии по предоставлению Киеву репарационного кредита на сумму до 140 млрд евро за счет замороженных российских активов. Предполагается, что погашать кредит перед европейцами украинская сторона будет после получения репараций от России в рамках потенциального мирного соглашения.

Так что возможностей много, но, к сожалению, я не вижу, чтобы Путин хотел остановить войну.

"Мы видели, что произошло после Аляски"

Обсуждалась ли потенциальная встреча в Будапеште на заседании Совета иностранных дел 20 октября? Какова была позиция европейских стран? Все поддерживают идею проведения саммита в Венгрии?

— Мы фактически не обсуждали встречу в Будапеште, и я ее не организую. Идея была не моя, потому что это также может стать возможностью для Путина выиграть время, одновременно двигаясь в совсем другом направлении и играя с президентом Трампом. И это не хорошо.

Мы видели, что произошло после Аляски — большее давление со стороны Путина.

Посмотрим, что произойдет.

Трамп "разбудил" европейцев

В последний раз мы с вами встречались на Мюнхенской конференции по безопасности, когда имела место известная речь вице-президента США Вэнса. Сейчас, через восемь месяцев, вы видите какие-либо изменения в отношении Америки к защите Европы и Украины?

— Мы видим, что Европа делает больше. И я считаю, что президент Трамп "разбудил" Европу: мы должны брать на себя больше ответственности. Что мы должны больше инвестировать в собственную оборону. Соответствующие решения были приняты на саммите НАТО в этом году.

Европа также стала более активной и объединенной в поддержке Украины — на военном уровне, политическом и в вопросе санкций.

Со своей стороны мы предложили идею, что можно использовать тарифы, не требующие консенсуса, который трудно найти среди всех государств-членов. Также могу сказать, что США сейчас оказывают больше военной поддержки без ограничений, пока Европа за это платит.

Сейчас мы говорим о замороженных российских активах — сложно объяснить людям в Европе, почему агрессор не платит, а мы платим.

Так что я вижу определенные положительные шаги. Но, конечно, мы должны держать США вовлеченными. Для украинцев эти времена очень тяжелые. Зима близится.

Вы упомянули о новых обязательствах в рамках НАТО. Еврокомиссия представила дорожную карту обороны. Учитывает ли она все угрозы безопасности, с которыми сталкиваются сейчас Эстония и другие страны Балтии: например, нарушение воздушного пространства?

— Мы будем говорить о возможностях беспилотников во время Совета по общим делам 21 октября.

Европа собирается больше инвестировать в оборонные возможности и безопасность, и это очень хорошо.