"Подошвы трескаются за сезон": опытный мастер объяснил, что не так с обувью в Украине, и дал четкие советы

Читати українською
Автор
Николай Фокин Новость обновлена 09 декабря 2025, 12:53
Николай Фокин. Фото Коллаж "Телеграфа"

Почему даже дорогая обувь может сноситься довольно быстро

Купить – выбросить – купить снова. Украина превратилась в удобный полигон для сбыта некачественной обуви, где даже дорогие пары нередко не переживают зиму.

"Телеграф" разбирался, можно ли найти на отечественном рынке добротную обувку не "за все деньги мира".

Двести пятьдесят гривен — и обута!

Девушка, а вот какая вам разница, где они сделаны? Вы их будете покупать? — недовольно и слишком громко отвечает на мой вопрос продавщица обуви у одного из лотков возле Центрального рынка в Полтаве.

Нет, ну, ясно, что не буду покупать. Просто интересно, где же такое г… делают? — кручу в руках легкий черный женский сапожок с "мехом" неизвестного происхождения внутри и без каких-либо "опознавательных знаков". За 400 гривен. И даже понятия не имею, из какого такого материала они слеплены. И сколько могут стоить в закупке, если готовое изделие реализуют по такой смешной цене. А еще – сколько выходят эти сапоги и кто их вообще покупает.

Ну так вот и не задавайте глупых ненужных вопросов! — прерывает мои мысли женщина по ту сторону баррикады, выложенной из примитивной обуви на ее прилавке.

Дешевая обувь без опознавательных знаков
Дешевая обувь без опознавательных знаков

Выбирайте быстро: "Украина" или "Турция"?

На самом же рынке товар значительно более высокого качества и заметно дороже.

Можете уточнить, какая именно фабрика в "Днепропетровске" шьет эти сапожки? — подхожу к другой продавщице.

А зачем вам это? — настораживается она. — Берите, качество здесь хорошее. И цена приемлемая – две тысячи. Еще и скидку сделаю.

Обувь подороже — турецкая, китайская, украинская
Обувь подороже — турецкая, китайская, украинская

Слово за слово, и опытная продавщица уже дает мне интервью не под запись.

Если сравнивать "Китай" и "Турцию" с "Украиной", то вы сами видите, что отечественная обувь грубее, — дает характеристику своему товару Елена. — Это из-за утолщенной подошвы. Наши производители закупают подошвы в Турции и Китае, а верх шьют сами. Я сама, видите, хожу в утепленных кроссовках из Турции. Это известный бренд Lonza. Вот они на витрине.

Кто знает, с каких пор Lonza стоит у Елены (да и не только у нее) на витрине, но еще в сентябре прошлого года этот бренд поменял свое название на Allsy ("Олси"). И это не турецкая, а украинская торговая марка, существующая на рынке уже более двух десятков лет. Ее производственные мощности действительно размещены в Турции и КНР. Тамошние фабрики производят качественную обувь по украинским заказам и стандартам, а старое название "Lonza" в быту до сих пор используется как узнаваемый лейбл.

Подошвы саморазрушаются, обувь лучше выбросить

Разобраться в пестром ассортименте обуви "Телеграф" попросил полтавского сапожника почти с двадцатилетним опытом Николая Фокина.

— Сегодня я точно не купил бы "Лонзу", — говорит он. — Потому что под этим брендом обувь не выпускают уже больше года. Следовательно, подошва в нем вскоре может просто развалиться, если она изготовлена из пенополиуретана. Этот довольно легкий материал давно используется в производстве обуви. Но он способен саморазрушаться примерно в течение трех лет с момента изготовления. Даже если обувь не носить.

При этом покупатель обычно не знает, сколько времени материал пролежал на складе до запуска в производство и как долго готовая обувь находилась на прилавке до продажи. В итоге люди часто приобретают продукт, у которого практически заканчивается срок годности. По статистике подошва из этого материала часто трескается уже в первый сезон эксплуатации. Причем чем она выше, тем быстрее появляются повреждения.

Николай Фокин за работой
Николай Фокин за работой

Если кто-нибудь из сапожников будет предлагать замену подошвы, стоит подумать. Потому что это стоит немало: 800–1200 гривен. А новая подошва также будет из пенополиуретана неизвестной даты выпуска, и ее хватит всего на месяц-два, – добавляет Фокин.

Пули из го**а не сделать — даже мастеров обманывают

Важно, что современная дешевая масмаркет-обувь — "одноразовая", однако, по словам мастеров, старые или качественные пары — ремонтируются десятилетиями, а их обслуживание оправдано и технически, и экономично.

Однако в последнее время, говорит мастер, очень изменился качественный состав товара, сдаваемого в ремонт. Надежно починить удается далеко не все.

Дешевую обувь я даже не принимаю. Потому что пули из г**на не сделать, – объясняет Николай. – Мой качественный клей не компонуется с тем, из чего изготовлен китайский ширпотреб, то есть самый дешевый массовый сегмент рынка. К сожалению, большинство людей ходит в обуви очень низкого качества, я бы сказал, одноразовой, цена за ремонт которой будет превышать цену ее самой.

Обувь – до ремонта и после
Обувь — до ремонта и после

Но цена, как известно, не гарантия качества. Мой собеседник признается, что он и сам, бывает, ошибается при выборе обуви. Чтобы не совершить очередной ошибки, как-то решил купить красивую кожу и сшить из нее долговечные ботинки. И не угадал.

Кожа животного, выращенного на комбикормах из генномодифицированных растений, совсем не такая, как кожа того, которое кормят натуральными кормами, — говорит мастер. — Самый крепкий верхний слой эпидермиса красивой кожи невозможно разорвать. Но я выбрал, как выяснилось, некачественную (хотя по всем параметрам, даже на ощупь, она выглядела качественной), и кожа начала растрескиваться.

Вы знаете, что такое "спилок"?

Много обуви, которая заявляется производителем и продавцами как кожаная, на самом деле сделано из прессованной кожи, произведенной из отходов обработки. Далеко не каждый может отличить кожу от спилка – второстепенного сырья, получаемого в результате разделения кожи животного на несколько слоев.

обувь до ремонта и после
Не каждый может отличить кожу от второстепенного сырья

Лицевую кожу чаще всего используют для пошива дорогой обуви. Зато структура спилка повреждается острым разделочным оборудованием, поэтому такая обувь легче промокает и хуже сохраняет тепло.

Чтобы придать материалу внешнее сходство с натуральной кожей, на спилки наносят полиуретановое покрытие с тиснением и пропускают через специальные барабаны с соответствующей текстурой. В результате прессовка может имитировать даже кожу анаконды — с характерным рельефом и поднимающейся "чешуей".

Внешне вроде бы все идеально, а на самом деле это чистой воды обман.

На мировой рынок такие подделки попадают из Китая и Турции. По рассказам старых сапожников, еще в советское время Турция выкупала за бесценок на бывшем кожевенном заводе в Новых Санжарах под Полтавой всю некондицию, делала из нее "конфетку" и продавала уже по другой цене.

Раньше готовую пару обуви выдерживали на колодке не менее трех дней, чтобы она приобрела правильную форму и могла служить десятилетиями. Ныне ее обычно помещают в термокамеры всего на несколько часов. В результате уже через год-два в лучшем случае начинают разрушаться задники. Такую обувь также нельзя стирать в горячей воде: верх деформируется, а подошвы отклеиваются.

Обувь – ремонт задников
Когда разрушаются задники, обувь приходится нести в ремонт

Что скрывается за "лейбой"?

В Украине массово практикуют замену лейблов — на одну пару нужно 5–10 минут, оплата около 50 грн, а цена после этого может возрасти на 1000 грн.

Украина, — продолжает Николай Фокин, — одна из самых выгодных стран для утилизации некачественной обуви. Знаю предпринимателя, который завез из Европы на 5 миллионов гривен бракованной обуви очень известных брендов. Сдавал ее в ремонт на подклейку подошвы, а затем продавал оптом магазинам. Покупал по 500 гривен, перепродавал по 2,5 тысячи!

По словам мастера, к нему неоднократно обращались предприниматели с просьбой перешивать лейблы на обуви. Один из заказчиков утверждал, что может завозить до пяти тысяч пар в месяц и путем замены лейбла повышать цену каждой пары на 1000 гривен.

А теперь советы, как выбрать обувь

Среди украинских производителей мастер советует обращать внимание на запорожскую фабрику "МИДА", которая дает гарантию на свою продукцию, а в случае брака обувь можно обменять. Также Фокин положительно отзывается о днепровской фабрике POLI, однако предостерегает: под обобщенной вывеской "днепропетровская обувь" нередко продают продукцию сомнительного качества.

Спросом пользуется и обувь китайского бренда Bona, однако при выборе стоит внимательно читать состав. В графе "материал" должно быть указано "кожа". Если же указан "спилок", от такой покупки лучше отказаться, ведь это недолговечный материал.

В китайских интернет-магазинах можно найти приличную обувь, однако и там необходимо обращать внимание на материалы: за 1500 гривен могут продавать как натуральную, так и искусственную кожу. В общем, если покупатель уверен в торговой марке, даже если это Китай или Турция, покупка может быть оправданна. Здесь важно понимать, что страна происхождения сама по себе не определяет качество, все зависит от сегмента и контроля производства.

Альтернативой могут быть и стоковые пары, однако в этом случае следует рассчитывать на расходы в пределах 5—7 тысяч гривен.

Мастер также советует выбирать обувь со вставками – в случае повреждения верха ее легче ремонтировать, нашив заплатку под цвет материала. Босоножки лучше покупать на тонкой подошве: она практически не трескается и не стирается. Надежными считаются и подошвы в сабо – они без проблем служат до трех лет.

В то же время специалист не рекомендует покупать обувь в секонд-хенде рядовым покупателям. В ношеных или залежавшихся парах клей уже теряет свои свойства, поэтому обувь начинает пропускать влагу, а подошва быстро отклеивается. Ремонт в таких случаях обходится в 300–500 гривен. Бывает и чудо, когда иногда в секонд-хенде встречается и добротная обувь, но ее обычно быстро выкупают перекупщики, реставрируют и перепродают уже дороже.

Любителям известных спортивных брендов следует учитывать, что значительную часть стоимости составляет именно название. Такая обувь стоит 3,5–6,5 тысячи, хотя по качеству она нередко не отличается от пар за 1,5–2 тысячи, а иногда даже уступает им. Речь идет прежде всего о массмаркет-сегменте: премиальные бренды могут иметь другой уровень материалов и изнашиваемости, но массовый рынок часто продает логотип, а не дополнительное качество.

30 лет — не возраст для качественных туфель

Самая дорогая обувь, которую Николаю Фокину приходилось чинить, стоила… 108 тысяч гривен. Ничего в ней особенного, говорит. Просто есть у людей деньги, они могут удовлетворять свои прихоти.

Самая старая пара женских туфель (еще чехословацкого производства) прослужила хозяйке более 30 лет и была как новая. Внучка бывшей владелицы принесла винтаж в мастерскую, чтобы освежить цвет.

"Несмотря на солидный возраст, в туфлях кожа такая нежная, как шелк. Подобного мне никогда не встречалось", — говорит Николай.

Очень долго, более пяти лет, к нему носил в ремонт одну и ту же пару ботинок "вор в законе". Потому что считал их фартовыми.

Часто старые люди не могут расстаться со своей древней обувью, потому что им в ней удобно, поэтому чинят ее, пока совсем не рассыплется.

"Болезни" обуви: что советует сапожник с большим стажем

— Довольно часто попадается обувь с дыркой на большом пальце. Подкладка незаметно, но постепенно перетирается. Также спортивную обувь приходится латать в этом месте. Вообще она страдает больше всего: рвется снаружи и изнутри, у нее протираются стельки, отпадают подошвы.

Спортивная обувь – до и после ремонта
Спортивная обувь – до и после ремонта

Большая проблема — вальгусная косточка, которая натирается и жжет, особенно у женщин постарше. Но этому можно помочь, просто растянув верх обуви в конкретном месте. Правда, только если она изготовлена из натуральной кожи, потому что искусственная не тянется. Часто такие же болевые ощущения из-за деформации костей возникают на любом из пальцев. В каждом из этих случаев советую обращаться к сапожникам. Да, внешний вид обуви от точечного растяжения несколько портится, зато она становится удобной.

Тесная обувь тоже не проблема. Когда-то я своему сыну постепенно, по мере роста стопы, растянул ботинки с 36-го до 38-го размера. Три года в них выходил.

Нередко перетираются нитки, которыми прошивают обувь. К сожалению, фабрики сегодня часто используют низкокачественные нитки. Случается, что они секутся даже в процессе прошивки. Я использую плоские вощеные нитки украинского или китайского производства. Китай, как известно, не всегда означает что-то плохое: не страна происхождения определяет качество. Ее определяет заказчик и контроль производства.

Часто приносят замшевую обувь. Как правило, на химчистку или покраску, потому что она берется пятнами и разводами. Хорошая замша встречается очень редко, обычно это польское производство.

Дадите совет, как можно почистить замшевую обувь в домашних условиях?

— Самое простое — замочить в чистой холодной воде на сутки. Слить воду и замочить так же еще на сутки. Затем взять щетку для одежды и вымыть обувь дочиста. Без каких-либо моющих средств. Напихать бумагу и подождать несколько дней, пока высохнет. Обувь с мехом внутри, конечно, будет сохнуть дольше. После этого замшу нужно еще подкрасить. Чтобы материал не портился, лучше его обрабатывать высококачественным водоотталкивающим средством, достаточно раз в месяц, это будет предотвращать проникновение грязи.

Фото автора и предоставлены Николаем Фокиным