Блокируя границу, поляки стреляют себе в ногу: почему правительство Польши бездействует и чем это грозит обеим странам

Читати українською
Автор
1414
В настоящее время для свободного движения грузовиков 
заблокированы  все шесть пунктов пропуска
В настоящее время для свободного движения грузовиков заблокированы все шесть пунктов пропуска. Фото Getty Images

Ситуация на границе становится все сложнее.

В течение четырех месяцев на польской границе продолжается ограничение ввоза украинского зерна. Январская "оттепель" продолжалась менее месяца, после чего фермеры возобновили акции протеста на пунктах пропуска. Более того, теперь активисты угрожают перекрыть для украинского транспорта все узлы связи, подъезды к перегрузочным железнодорожным станциям и морским портам.

В ответ власти Украины рассматривают возможность запрета импорта агропродукции из Польши уже в ближайшие две недели. Обсуждается введение ограничений или запрета на ввоз польских молочных продуктов и фруктов, сообщил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский.

"Телеграф" выяснял, почему польское правительство не принимает более жесткие меры для прекращения произвола на границе и к каким последствиям для отношений между нашими государствами может привести это бездействие.

Что происходит сейчас

Польские протестующие, ранее терроризировавшие только водителей грузовиков с украинским зерном, теперь делают невозможным проезд транспорта с скоропортящимися, опасными и гуманитарными грузами на КПП Дорогуск — Ягодин. По данным Государственной таможенной службы, 18 февраля были попытки заблокировать железнодорожные пути, но местная полиция этому помешала.

В настоящее время движение поездов происходит в штатном режиме, а вот рейсовые автобусы все же попали под "раздачу": в социальных сетях распространяется видео, на котором толпа польских протестующих блокирует проезд автобусов с пассажирами, большинство из которых — женщины и дети.

На ситуацию уже отреагировал вице-премьер-министр по восстановлению Александр Кубраков. Чиновник провел срочные переговоры с главой Бюро нацбезопасности Польши Яцеком Северой.

"Блокировка границы — это прямая угроза безопасности обороняющейся страны. Подобные действия негативно влияют на наше противостояние общему врагу по имени Россия. Женщины и дети, которые искали убежища от войны и в силу разных причин возвращаются домой, не могут становиться заложниками бизнеса-интересов", – заявил Кубраков.

В настоящее время заблокированы для свободного движения грузовиков все шесть пунктов пропуска: "Ягодин — Дорогуск", "Угринов — Долгобычув", "Устилуг — Зосин", "Шегини — Медика", "Рава-Русская — Гребенное" и "Краковец — Корчёва".

В очереди на въезд сейчас находятся более 3 тысяч грузовиков. При этом с украинской стороны границы физических очередей на выезде нет.

Впрочем, уже 20 февраля может начаться анонсированная польскими протестующими акция не только по перекрытию движения на всех пунктах пропуска, но и блокировки узлов связи и подъездов к перегрузочным железнодорожным станциям и морским портам. Блокаду планируют продлить до 10 марта.

Между тем на границе простаивают грузовики не только с зерном, но и с грузом военного назначения. По словам украинца, проживающего в Великобритании и занимающегося закупками техники для ВСУ, Назара Смыка, препятствование проезду началось еще с сентября 2023-го. Все это время активисты пытались решить проблему без огласки и раздувания конфликта, однако сейчас поведение протестующих вышло за все рамки.

– Я единственный, кто занимается поставками таких объемов и уровня по частной линии, ведь сотрудничаю с большими фондами. У меня еженедельно приезжает 5 фур в Украину. И полиция, и протестующие прекрасно знают, кто и что везет в этих фурах, но нас все равно отправляют в общую "колейку". Вместо трех дней, ранее занимавших дорогу от Польши до Киева и обратно, это занимает 14 дней. Это лишние затраты на логистику, нервы, риски, это просто откровенное пренебрежение к нам, выводящее из себя. Поэтому я решил вынести эту ситуацию в публичное пространство, – говорит Назар Смык в комментарии "Телеграфу".

По словам украинца, обычно он переправляет фуры закрытого типа, но на этот раз грузовики были "открытыми" и это стало еще одним аргументом за то, чтобы огласить произвол на границе.

Стоит отметить, что тактика сработала: после сообщения в соцсетях уже к утру один из грузовиков (который до этого трое суток простоял на границе) был в Киеве.

– Оказывается, ночью таможенники ходили от фуры к фуре, искали моего водителя, чтобы провести его вне этой очереди. То есть, влиять на митингующих все же можно? Чудо какое. Почему они тогда не делают этого на постоянной основе? Выводы я сделал: теперь каждая фура с грузом военного назначения будет сфотографирована, информация обнародована в сети.

Чтобы вы понимали, груз был для артиллеристов 47-й бригады "Магура", ребята ждут все это на фронте еще "на вчера", а оно просто стоит на границе. Аналогичная ситуация с грузовиками с пикапами, которые до сих пор задерживаются на границе. Даже если перевозчик польский, ситуация не меняется – водители боятся раздувать скандал, а мне уже все равно, – говорит Назар Смык.

Молчаливое согласие или принцип невмешательства?

По официальной версии, польские фермеры бастуют из-за политики Европейского зеленого курса и открытия рынка ЕС для сельхозпродукции из Украины, что делает сельхозпроизводство в ЕС неконкурентным с производителями за его пределами.

О том, что за блокированием границ действительно стоит Россия, а целью акций является ухудшение отношений между Украиной и ее ближайшим союзником, говорят давно. После того, как митингующие переключились на пассажирские автобусы с нашими гражданами, сомнений в этой версии почти не осталось.

Более того, о политических мотивах акций говорит и президент Владимир Зеленский.

"То, что происходит на нашей западной границе – границе с Польшей, – нельзя воспринимать как что-то нормальное или повседневное. Нужна простая и понятная справедливость. Через польскую границу проходит только 5% нашего агроэкспорта. Поэтому на самом деле ситуация не в зерне, а скорее, в политике", — подчеркнул президент.

Главным вопросом остается то, почему польское правительство не принимает более решительные меры для прекращения блокады, даже когда события на границе угрожают стать причиной разлада экономических отношений между государствами.

По словам директора Института мировой политики Евгения Магды, причины бездействия властей заключаются в том, что они стали жертвой операции по рефлексивному управлению, которую достаточно эффективно осуществляет РФ.

– Россия заложила методологическое движение в действия протестующих, а польские власти сегодня, к сожалению, больше думают о местных выборах, которые состоятся 7 апреля. В этих условиях преследовать представителя конфедерации означает подарить ему и его партии дополнительные очки на выборах. Делать этого никто не желает.

Поэтому нам нужно искать общий язык, но это очень непросто. Лучшим решением с нашей стороны стали бы асимметричные шаги. К примеру, встреча премьеров на границе. Впрочем, политический вес нашего премьера несколько недостаточен для этого. Альтернативой могла бы стать встреча президентов, но там тоже отношения испортились. На сегодня хороших вариантов нет, — говорит политолог в комментарии "Телеграфу".

Ситуация осложняется и аспектом безопасности, считает Евгений Магда, ведь так называемые протестующие могут видеть, что именно ввозится в Украину, а также задерживать доставку этих грузов. По словам эксперта, для официальной Варшавы было бы политически выгодно продемонстрировать, что она может и будет оказывать Украине военную поддержку, несмотря на ситуацию на границе.

Украинское правительство рассчитывало, что новая политическая сила, которая пришла к власти в Польше, решит вопрос провокаций на границе, однако этого не произошло, говорит председатель Комитета Верховной Рады Украины по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко.

По словам чиновника, главной задачей украинской власти является сохранение отношений в вопросе безопасности с Польшей, даже если для этого зерновой вопрос придется вынести за рамки.

– Этот вопрос лучше поставить отдельно и рассматривать его в очень конструктивном духе, как сугубо экономический. От политизации лучше вообще воздержаться, чтобы никоим образом это не навредило общим отношениям между нашими странами.

Мы союзники в совместной борьбе с Россией, поэтому все нужно рассматривать через призму того, как сохранить эти союзнические дружеские отношения. Решать проблему должны специалисты профильных министерств по обе стороны. Возможно, стоит даже подумать о том, чтобы привлечь Европейский Союз к этому, – говорит Александр Мережко в комментарии "Телеграфу".

Относительно способов решения зерновой проблемы нардеп отмечает: Украина и Польша все еще могут сделать это путем поиска компромиссов на уровне общих интересов. Однако, если это не сработает, всегда остается вариант с правовым уровнем решения вопроса. В частности, вовлечение в этот процесс Всемирной торговой организации, которая способна урегулировать споры такого рода.

Между тем, министр сельского хозяйства и развития села Польши Чеслав Секерский заявил, что переговоры с Украиной об условиях экспорта некоторой агропродукции находятся на завершающей стадии, а премьер-министр Польши Дональд Туск планирует решить вопрос "неравной конкуренции" с поступающей аграрной продукцией из Украины, на уровне Евросоюза.

"Мы должны будем принять решение в Польше, чтобы защитить польское сельское хозяйство перед лицом неравной конкуренции с поступающей из-за восточной границы агропродукцией, преимущественно из Украины. Я буду вмешиваться на европейском уровне", – заявил Туск.

Последствия для обеих сторон

По данным Центра противодействия дезинформации, за 2023 год экспорт польских товаров в Украину составил 12 миллиардов долларов, а украинских в Польшу — 4,7 миллиарда долларов. Таким образом, если Украина все же примет решение о зеркальных действиях и запретит ввоз агропродукции из Польши, больше всего от собственных действий пострадают сами же поляки.

В том, что мотивы протестующих лежат не в экономической, а в политической плоскости, уверен и заслуженный экономист Украины Алексей Плотников. По словам эксперта, львиная часть грузовиков с зерном пересекает Польшу транзитом для ввоза зерна в другие страны ЕС.

– То, что Украина планирует обращаться в Еврокомиссию – нормальный цивилизованный путь для решения проблемы. Мы являемся кандидатами на членство в ЕС, поэтому стремимся придерживаться соответствующих позиций, а не просто зеркально перекрывать дороги для польского транспорта.

Если ограничение или запрет на ввоз в Украину сельхозпродукции повлечет за собой и пищевую промышленность (кондитерка, колбасы и прочее), в первую очередь, конечно, пострадают аграрии и производители Польши. Вполне может получиться так, что блокада лишь усугубит положение фермеров, интересы которых якобы представляют протестующие, – говорит Алексей Плотников в комментарии "Телеграфу".

Что же касается последствий для Украины, по большому счету, мы можем использовать другие логистические пути для экспорта собственного зерна в страны Европы, говорит экономист. Да, продукцию можно ввозить через Венгрию, Словакию или Румынию. Конечно, это придаст лишние затраты и неудобства, но сохранит за Украиной возможность реализовать зерно за рубежом в обход Польши.

В ситуации с блокадой на границе европейские политики в очередной раз допускают самую опасную ошибку времен великой войны: ставят под угрозу союзнические отношения со страной, которая является последним рубежом между ними и оккупантами, ради политических очков и заигрывания с собственным электоратом.

За кем бы ни было последнее слово в этом споре, в глобальном смысле проигрывают обе стороны, ведь пока мы концентрируемся на "перетаскивании" грузовиков через границу, россияне продолжают стягивать к границам танки.