Не верьте насчет 22 часов без света: эксперт рассказал, что будет с графиками зимой
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Энергетический эксперт Михаил Гончар призвал не верить в панические прогнозы
Миллионы украинцев ежедневно долгое время остаются без света из-за системных атак РФ на энергетическую инфраструктуру. В отдельных регионах отключения составляют 14–18 часов в сутки, а с приближением зимы ситуация только усложняется.
Сколько действительно будут продолжаться отключения? И почему в одних регионах есть свет, а другие нет? На эти вопросы "Телеграфу" ответил в блиц-интервью Михаил Гончар, украинский эксперт по международным энергетическим и безопасным отношениям.
Ключевые факты из интервью:
- Восстановление трансформаторов занимает год, не неделю
- Западные области имеют свет не из-за "перераспределения"
- Прогнозы о 22 часах без света — гадания на кофейной гуще
- Главная цель врага – психологическое давление
Успевает ли Украина восстанавливать энергетическую инфраструктуру после массированных атак?
— То, что разрушается за мгновение, не подлежит восстановлению за день, две или неделю. Это очевидно. Особенно когда речь идет о высоковольтных трансформаторах – для их замены нужно заказать, изготовить, доставить оборудование, на что уходит длительное время. Как показывает опыт после зимы 2022-2023 годов, на это нужен целый год, в лучшем случае, а то и больше.
Поврежденный трансформатор на 750 или 500 кВ в течение нескольких дней не заменишь. Но речь идет о других комплексах работ — выполняется перекоммутация, чтобы обеспечить энергопотоки по альтернативной схеме, насколько это возможно.
Исправить ситуацию не значит вернуть круглосуточный свет без ограничений. Исправить – означает вернуться к определенному графику отключений, который зависит от региона и имеющихся генерационных и коммутационных возможностей.
Сколько Одесской области сидеть в таком состоянии после последней атаки?
— Мы видим положительную динамику. На примере Одесщины видно, как оператор ДТЭК совместно с "Укрэнерго" возвращают определенные районы к энергопитанию. Хотя перед этим в Telegram-каналах была куча панически-хайповых сообщений, что Одесса и регион неделями будут сидеть без света. Это из разряда работы вражеского ИПСО и наших полезных идиотов.
Кроме оператора и региональной распределительной компании, никто не возьмется точно сказать, сколько будет продолжаться ситуация. Понятно, что будет более жесткий график отключений, потому что нужно выполнять большой комплекс ремонтно-восстановительных и коммутационных работ, что потребует длительных отключений.
Ситуация не выглядит оптимистичной, но не выглядит безнадежной. Именно в безнадежность нас пытаются столкнуть, чтобы мы подняли кавычки и сказали: "Ну его, давайте заканчивать со всем этим".
Пока Одесса без электричества, куда эта электроэнергия девается? Достается Киеву, Львову, другим городам?
- Это еще одно ИПСО. Одесса не регион энергогенерации, из которого в энергосистему поступает значительное количество электроэнергии. Тем более через Одессу не идет транзитный энергопоток в другие части Украины.
Вопрос в том, что генерация в любой стране не равномерно распределена по территории. Где ее много, где меньше, где совсем нет. Одещина – это всегда был энергетический тупик. Когда говорят, что если одна область не получает электроэнергии из-за поврежденной ЛЭП или пораженной подстанции, то другим сразу станет лучше – это не так.
Главное – как устроена система передачи электроэнергии. Где электроэнергии может быть избыток, а передать туда, где дефицит, возможности нет или они очень ограничены. Западные области не выключают, но технической возможности передать часть электроэнергии, например на Одесщину или Полтавщину, просто нет.
Ситуация на мероприятии объективно лучше потому, что существующая генерация как раз может питать эти области. Вдобавок эту энергию нужно куда-то девать, пока нет возможности подать ее в столичный регион — там тоже продолжаются восстановительные работы. В противном случае пришлось бы уменьшать мощность энергоблоков АЭС, что не хорошо.
Глава Союза потребителей коммунальных услуг заявил: если будет -10°C, отключения будут продолжаться 20-22 часа в сутки. Насколько реалистичен этот прогноз?
— Это как пальцем в небо, гадания на кофейной гуще. Почему 22 часа, а не 18 или не 24? Может быть и 24, если произойдет авария. Энергетические системы сейчас работают хоть и в функциональном, но аномальном режиме. Где-то возникают перегрузки.
Некоторые люди хотят сорвать хайп. Можно подумать, что он вычислил что-нибудь конкретное. Тыкать пальцем в небо может каждый. Понадобятся более длительные периоды отключений — чтобы пережить несколько дней с низкими температурами или пока не произойдут какие-то заживления, но снова будет неравномерность: какие-то регионы можно подключить, а какие-то останутся без света длительное время.
Операторы систем распределения и оператор энергосистемы владеют информацией и имеют представление о ситуации. Летом проводились разные сценарные моделирования, прорабатывались алгоритмы действий в разных обстоятельствах. Но это не значит, что нужно все вываливать в открытый эфир, чтобы подсказать врагу, куда бить.
Что больше всего беспокоит вас как эксперта в контексте приближающегося зимнего сезона?
— Нужно обеспечить функциональность жизненно важных систем, которые становятся нефункциональными или менее функциональными без электроэнергии, если она отсутствует не пол суток, а больше. Имею в виду системы водоснабжения, канализации, связи.
Судя по некоторым признакам, враг, видя отсутствие негативной реакции со стороны наших заокеанских до недавнего времени стратегических партнеров на удары по гражданской инфраструктуре, чувствует, что может безнаказанно атаковать. Мы видим удары по ТЭЦ. Далее могут перейти к ударам по водоканалам, железной дороге, транспортным предприятиям, трамваям, метро.
Агрессор пытается создать дополнительный эффект политико-психологического давления на политическое руководство Украины и на общество: мол, соглашайтесь, а то будет хуже. Поэтому нужно делать не то, к чему нас подталкивают и враги, и друзья, а делать обратное.
Силы обороны Украины наносят удары по чувствительной инфраструктуре врага. Никакой ПВО или инженерной защиты не хватит. Следует переходить к активной обороне, суть которой — в поражении критической инфраструктуры врага. Нельзя отчаиваться — надо лупить эту скалу.
Напомним, ранее экс-министр назвала точную дату улучшения ситуации со светом в Украине.