Ситуация улучшится через несколько дней: энергетик рассказал, когда киевляне будут со светом и теплом

Читати українською
Автор
Выключение света
Выключение света. Фото Коллаж "Телеграфа"

Директор Центра исследований энергетики Александр Харченко отвечает на главные вопросы киевлян об энергетике

Почему левобережье столицы фактически отрезано от правого берега энергетически? Сколько будет продолжаться восстановление? И почему вместе со светом исчезает вода и тепло? На эти вопросы "Телеграфу" ответил в блицинтервью Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики.

Ключевые факты из интервью:

  • Восстановление поврежденных объектов займет 3-4 года
  • Левобережье пострадало из-за ударов по подстанциям и генерирующим объектам
  • Вышгород и Бровары подверглись мощным атакам
  • В нормальный режим без отключений домохозяйств можно вернуться за 10-12 недель

Почему левый берег Киева оказался отрезанным энергетически от правого? Почему такие авральные отключения электроэнергии, перебои с водой, теплом?

— К сожалению, следующие несколько дней могут быть тоже сложными. Реальность в том, что были поражены несколько важных подстанций и одновременно атакованы генерирующие объекты на левом берегу, что создало очень сложную ситуацию.

Люди под снегом и в сложных условиях работают настолько интенсивно, насколько это возможно. Но из-за каскадных аварий низшего уровня возникают проблемы: что-то включили, а подстанции в энергетическом районе просто физически не выдерживают напряжения при включении и начинаются технические сбои.

Восстановили подстанцию, дали транзит на 110 кВ, включили – полетели линии на 35 кВ, отключаются районы, их нужно подключать отдельно, вручную. Это болезненный и сложный процесс. Поэтому ситуация объективно очень тяжелая.

Александр Харченко

А что с отоплением? Почему в некоторых домах холодно, даже когда тепло вроде бы подают?

— Отопление 30 декабря почти повсюду включили, возможно, в отдельных домах не успевает прогреться из-за продолжительных отключений. Проблема в том, что не работают опорные циркуляционные насосы в домах, они тоже отключаются вместе с домом, и на них нет резервного питания.

Как это происходит? Включают электричество на четыре часа, но дом просто не успевает прогреться. У людей впечатление, что отопления нет, хотя в трубах под домами идет горячая вода. Там, где установили резервное питание на такие насосы, люди лучше чувствуют, что есть отопление.

Когда будет улучшение?

— Ситуация объективно улучшится не раньше, чем через два-три дня.

Почему так серьезны перекосы в подаче электроэнергии в Киеве? Например, четвертая группа 31 декабря имела отключение на 8 часов, а шестая – на 14. Это же разница в 6 часов.

— Причина очень проста. Были поражены распределительные сети ДТЭКа, и сейчас компания производит ремонтные работы. Там, где это возможно, они пытаются сделать людям максимально долгую подачу электричества. А там, где такого ресурса нет, работают над восстановлением объектов.

К сожалению, в разных районах Киева сейчас очень разная ситуация. На левом берегу было поражено несколько важных подстанций. Также пострадали важные элементы оборудования в Вышгородском районе — и генерирующее, и распределительное, и высоковольтные станции были атакованы. Поэтому в разных районах столицы реально разная возможность предоставить людям электроэнергию.

Вышгород четыре дня сидел без электроэнергии. Почему там такие проблемы были?

— Вышгород и Бровары — две части последней атаки, где была сосредоточена максимальная мощность атакующих действий москалей. Они, к сожалению, поразили несколько подстанций и открытые распределительные устройства объектов в Броварах, в киевском направлении, а также в Вышгороде.

Они выбрали конкретные районы и очень интенсивно атаковали их. Именно это дало тот результат, который мы сейчас, к сожалению, имеем.

Вы говорите, что ситуация на левом берегу еще несколько дней будет сложной. А пригород Киева – они со светом будут?

— Вопрос пригородов Киева сейчас неоднозначный, потому что Вышгород и Глеваха сейчас в очень разном состоянии. Я думаю, что в Вышгороде уже должно быть более или менее нормально.

Под Броварами идет очень активная работа. К сожалению, есть каскадные технические проблемы: что-то включают, что-то отключается, приходится отключать снова, чтобы ремонтировать это невозможно под напряжением.

Люди уже работают на износ, в холоде, с металлом. Нет иного выхода, к сожалению. Если сейчас убрать аварийные бригады, начало января пройдет у людей без света.

К началу января синоптики обещают в Киеве, Сумах, Харькове 10-12° мороза, на январь — до -18. Наша энергосистема выдержит такое?

— Энергосистема выдержит. Здесь вопрос не в температуре. Да, температура приводит к увеличению потребления, но вопрос именно в атаках. Если бы мы могли предположить, что атак не будет или точно предсказать, какими они будут, можно было ответить, как будет.

К сожалению, мы не можем предположить, какими будут атаки. Продолжительность отключений, частота отключений – все это будет фактически зависеть от врага, от их действий. От того, насколько мы удачно будем защищаться и насколько интенсивно они смогут атаковать.

Россияне били по энергетике Одесской области 13-го числа, 19-го, 31 декабря били. Такое впечатление, что они тренируются там. А если повторят такие же атаки по Киеву – это снова левый берег будет отрезан?

— Не факт, что это будет левый берег. Для них та атака сложилась, к сожалению, максимально удачно — определенные вещи произошли, которых могло не произойти, и была бы совсем другая ситуация. Но уже есть как есть.

Честно, не думаю, что будет хуже, чем сейчас. Мы сейчас проходим максимально сложную пиковую ситуацию.

Гендиректор ДТЭК Одесской электросети Дмитрий Григорьев заявил, что восстановить пораженные подстанции в области — это нужно год-два. Все столь серьезно?

— Я считаю, что Дмитрий, которого я очень хорошо знаю лично как хорошего специалиста и опытного человека, еще пытается смягчить формулировку. Чтобы полноценно восстановить все, что там разрушено, нам понадобится три-четыре года – это минимум.

Это не значит, что люди будут без электричества четыре года. Но чтобы вернуть сеть к прежнему состоянию, нам понадобится действительно, на мой взгляд, не менее трех лет. Дай Бог, чтобы мы успели.

Это при условии отсутствия прилетов?

– Да, безусловно. Это при отсутствии дальнейших ударов. Там действительно много повреждений, много проблем. Это факт.

Министр энергетики Некрасов говорит, что через два месяца можно вернуть к жизни без отключений света. Как это согласуется с вашими словами о трех-четырех годах?

— Это две разные вещи. Вернуть в ситуацию, когда мы не будем отключать домохозяйства, действительно можно. Я могу сказать, что господин Артем немного оптимист, но через 10-12 недель точно можно. Это факт.

Но когда мы говорим о восстановлении надежности системы, восстановлении всего, что разрушено, обеспечении надежной подачи электричества той мощности, в которой нуждаются и бизнес-потребители, и частные потребители — на это понадобится, по моему мнению, два-три года минимум, скорее три-четыре.

Напомним, по мнению экономического эксперта Бориса Кушнирука, на правом берегу Киева может повториться ситуация, как на левом.