Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы: объясняем просто, что будет с электроникой
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 3051
Разбираем все риски и условия для правильной зарядки
Многие водители боятся заряжать аккумулятор прямо в машине, не отсоединяя провода. Говорят, что сгорит электроника, ЭБУ, стартер. Разбираемся, правда ли это.
Как это работает в машине
Когда вы заглушили двигатель и выключили зажигание, аккумулятор все равно питает электронику. От него идут провода к генератору, стартеру, магнитоле и ЭБУ.
Нормальное напряжение полностью заряженного аккумулятора – 12,7 вольта. Это показывает батарея через 30 минут после остановки двигателя. Если АКБ уже стар, может быть 12,4-12,5 В.
Когда заводите машину, включается генератор. Он выдает около 14,4 вольта – именно такое напряжение нужно, чтобы зарядить аккумулятор после запуска двигателя. Современные системы могут повышать напряжение до 15-15,2 В или снижать до 13,8 В в зависимости от ситуации.
Что будет, если заряжать с подключенными клеммами
Представим: вы заглушили машину, подключили зарядное устройство к аккумулятору, но клеммы не снимали. Что произойдет?
Для большинства обычных машин с автоматическими зарядными устройствами ничего страшного. Начнется обычная зарядка.
Большинство зарядных устройств также выдают 14,4 В, как и генератор. К тому же сила тока у них обычно меньше – редко больше 10 ампер (у генератора гораздо больше).
То есть, что получается: в выключенной машине аккумулятор имеет 12,7 В, вы подключаете зарядное устройство на 14,4 В. Напряжение немного растет, и батарея заряжается. Вся электроника (генератор, стартер, ЭБУ, магнитола) рассчитана на такое напряжение – она постоянно работает с ней от генератора.
Во многих современных авто это даже описано в инструкции как обычный метод зарядки.
Когда могут быть проблемы
Хотя в нормальных условиях это безопасно, есть ситуации, когда лучше не рисковать.
- Сломанное зарядное устройство. Если зарядное устройство неисправно и выдает скачки напряжения свыше 15 В, оно может сжечь электронику – ЭБУ, ABS и другие системы. Особенно это опасно для гибридов с литий-ионными батареями.
- Риск короткого замыкания. Когда подключаете провода, можно случайно замкнуть их на корпус машины. Это сожжет предохранители или провода. Поэтому во многих инструкциях советуют снимать минусовую клемму для безопасности.
- Чувствительная электроника. В некоторых машинах с "умными" системами зарядка без отсоединения может вызвать ошибки в ЭБУ или разрядить дополнительные аккумуляторы.
Профессиональные зарядные устройства – отдельная тема
Сейчас продается множество автоматических зарядных устройств для обычных водителей. Включил в розетку, подключил к батарее, ждешь зеленой лампочки – и все.
Но есть профессиональные приспособления для специалистов. На них можно вручную выставить напряжение до 18 вольт и большой ток. Ими иногда спасают очень разряженные аккумуляторы.
Вот если вы установите максимальные настройки (16 В и выше) и подключите к батарее, не сняв клеммы – могут быть проблемы. Электроника на такое напряжение не рассчитана.
Другие важные моменты
Для специальных аккумуляторов (AGM, GEL, литий-ионные в электрокарах) зарядка без отсоединения может быть опасна из-за особых требований к напряжению.
Еще важно: никогда не подключайте зарядное устройство к аккумулятору с включенным двигателем. Генератор и зарядное устройство начнут "конфликтировать" из-за разного напряжения. Это может привести к перегрузке, прыжкам тока или повреждению электроники.
Итог
У разных производителей разные рекомендации: одни (как Honda) позволяют заряжать авто с подключенными клеммами, другие (как GM) советуют снимать их для безопасности.
Если решили заряжать:
- используйте качественное автоматическое зарядное устройство;
- проверьте напряжение мультиметром;
- почитайте инструкцию к вашей машине.
Для подержанных простых авто с автоматическим зарядником это обычно безопасно. Для новых с кучей электроники лучше перестраховаться и снять клеммы.
Напомним, ранее "Телеграф" писал, о бензине по 75 гривен за литр. Мы рассказывали – это новая страшилка или реальная угроза для украинцев.