В молдавской "ДНР" прошли выборы: влияние Украины все сильнее
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Два сценария для сепаратистского региона
В Приднестровье состоялись выборы. 1 декабря Касап (такую фамилию носит глава "ЦИК ПМР") доложил главе самопровозглошённой республики, что "все выборные должностные лица, чьи кандидатуры выносились на голосование, избраны".
"Никто ни над кем не довлел", — ответил ему Вадим Красносельский, с 2016 года занимающий пост "президента ПМР" и похвалил Касапа за якобы демократичные и свободные выборы.
Советские выборы — никакой конкуренции
Независимые наблюдатели — иного мнения. Правозащитники из организации Promo-LEX, мониторящей ситуацию на левом берегу Днестра, отмечают, что выборы в ПМР прошли без реальной конкуренции:
- На 33 депутатских мандата претендовало 45 кандидатов.
- 22 из них уже были действующими депутатами.
- В 12 округах действующие депутаты баллотировались безальтернативно.
- Большинство кандидатов — члены партии "Обновление", которую связывают с холдингом "Шериф".
"Политическое поле (в т.н. ПМР. – Ред.) фактически монополизировано партией "Обновление", связанной с холдингом "Шериф", — отчет Promo-LEX.
С этим согласен бывший депутат Верховного совета непризнанной ПМР Анатолий Дирун. Он был функционером партии "Обновление" и знает политическую кухню сепаратистской республики изнутри. Верховный совет Приднестровья является, по сути, политическим продолжением холдинга "Шериф", считает он. Институционально это всё элементы одной и той же управленческой пирамиды.
"С точки зрения процесса — это выборы, а по сути — это назначение", — метко в эксклюзивном комментарии "Телеграфу" охарактеризовал Дирун процедуру формирования парламента Приднестровья.
Что такое "Шериф" в Приднестровье
Это холдинг, контролирующий ключевые сферы экономики (торговля, связь, топливо, строительство). Считается, что "Шериф" оказывает решающее влияние на политику через аффилированную партию "Обновление":
- это фактическая экономическая монополия в регионе,
- имеет тесную связь с политическими структурами "ПМР",
- владельцы "Шерифа"— Виктор Гушан и Илья Казмалы.
Олигарх Виктор Гушан, бывший офицер КГБ и бенефициар Приднестровья, имеет украинское гражданство и владеет имением в Вилково (Одесская область). Гушан указывал свой дом в Вилково как адрес бенефициара украинской компании "Интертелеком", которая после 2014 года продолжала работать в аннексированном Крыму, нарушая украинское законодательство.
В 2016 году СБУ обыскивала "Интертелеком" по делу о госизмене, подозревая передачу данных абонентов российским спецслужбам.
В 2020 году Латвия арестовала 80 млн евро, связанных с холдингом "Шериф", но спустя пять лет суд Латвии постановил вернуть деньги из-за недостатка доказательств преступного происхождения.
Элиты разделились на скудном газовом пайке
Нынешние выборы проходили в совершенно новом для региона политическом и экономическом контексте.
- Проевропейское парламентское большинство в Молдове сохранило власть.
- Приднестровье больше не получает "бесплатный газ", который обеспечивал низкие тарифы.
- Четвёртый год продолжается российско-украинская война.
По мнению Анатолия Дируна, в среде бизнес-элиты непризнанной республики вырисовывается два настроения:
- консервативное: "Надо дожидаться развязки войны, Россия разрулит, система выстоит";
- прагматическое: "Ресурсная рента иссякает, нужно искать новые правила игры, в том числе в правобережном (Молдова) и европейском правовом поле".
Важно и то, что крупный приднестровский бизнес де-факто уже давно ориентирован на европейский рынок. Многие компании непризнанной республики имеют "зеркальные" структуры или представительства на правом берегу в Молдове. Они работают по молдавскому праву, пользуются молдавской банковской системой.
Вода, свет и прочие газовые принадлежности
После прекращения Москвой поставок бесплатного газа в Приднестровье с января 2025 года регион фактически живет в состоянии перманентного энергетического кризиса.
Власти периодически вводят режим жесткой экономии энергоресурсов. Что катастрофически сказалось на рентабельности промышленных предприятий региона и на налоговых платежах.
"По итогам 10 месяцев этого года (2025) недопоступление в бюджет значительное", — признался т.н. премьер ПМР Александр Розенберг.
Власти повысили тарифы на ЖКУ для населения.Чтобы как-то погасить недовольство, правительство т.н. ПМР разрешило погашать долги за коммуналку, накопленные в период с 1 ноября 2025 года по 31 марта 2026 года, в рассрочку.
В условиях отсутствия политической конкуренции реакцией населения на резкое ухудшение жизни стала апатия. Народ просто проигнорировал выборы — явка в день голосования составила всего 26%.
Им надоело жить в эпоху перемен
"После начала путинской агрессии против Украины в приднестровском регионе можно наблюдать признаки раскола элит", — соглашается с Дируном бывший советник президента Молдовы по вопросам энергетики Сержиу Тофилат.
В приднестровском истеблишменте выделяются две группы политиков.
- Первая — финансово зависимые от дотаций из России, ориентированные на Кремль и строго следующие установкам Кремля.
- Вторая — представители холдинга "Шериф", контролируемые Виктором Гушаном. Они придерживаются сдержанной риторики и заинтересованы в сохранении своего бизнеса в регионе.
Пока первая, консервативная позиция доминирует в политике непризнанной республики, но внутренний дискомфорт в среде приднестровских элит растёт. Дальнейшее усыхание "газовой ренты" может увеличить число сторонников прагматичного подхода.
"Бизнес привык к длинной предсказуемой ренте, а не к жизни в постоянном режиме кризис-менеджмента", — утверждает Дирун.
Два сценария — оба некомфортные
Будущее Приднестровья напрямую связано с тем, как закончится война в Украине — на этом сходятся практически все молдавские политики и эксперты. Анатолий Дирун эксклюзивно для "Телеграфа" выделяет два возможных сценария.
Первый — усиление Украины. Тогда вопрос реинтеграции Приднестровья из абстрактного станет вполне практическим. Для местного бизнеса это будет прежде всего экономический выбор: "либо подстраиваться под новые правила, либо постепенно терять влияние".
Второй — усиление России в регионе. В этом случае у Тирасполя может возникнуть желание вернуться к старой модели: "ресурсы из Москвы в обмен на политическую лояльность".
"Но даже при таком развитии ситуации прежний уровень ресурсной поддержки со стороны Москвы вряд ли восстановится", — уверен Дирун. Санкции и логистические ограничения никуда не исчезнут.
По словам собеседника "Телеграфа", внешняя среда меняется быстрее, чем внутренние механизмы непризнанного региона. Поэтому расхождение между политической витриной и реальной экономикой станет главным источником напряжения для приднестровских элит в ближайшие годы.
Кто и как в Приднестровье боится войны
В начале войны против Украины российские спикеры заявляли о планах захватить Одесскую область и заключить Тирасполь в свои оккупационные объятия. Это отрезало бы Украину от моря и соединило бы скучающий пророссийский анклав с российской "большой землей". Планы агрессора не исполнились, российская армия топчется четвертый год на Донбассе. Так что "ПМР" не стала в один ряд с так называемой "ДНР" ("Донецкой народной республикой", как называют сепаратисты и россияне оккупированные территории Донецкой области).
В самом Тирасполе 26 июня 2022 года Верховный совет непризнанной республики принял заявление, в котором заверил международное сообщество и, в первую очередь, Украину, что Тирасполь будет придерживаться нейтралитета.
"Мы никогда не вынашивали никаких агрессивных планов в отношении сопредельных стран", — послали месседж Киеву приднестровские депутаты и пообещали приютить на своей территории украинских беженцев.
"Президент" Красносельский одобрил текст заявления и намекнул, что другое мнения о российско-украинской войне нежелательно. Потому что "весь многонациональный приднестровский народ думает так же — думает о мире и не думает о войне", — пояснил он депутатам.
После этого политики сепаратистского анклава полностью прекратили публично комментировать войну в Украине.
Даже приднестровский ястреб, депутат местного парламента Андрей Сафонов, комментируя появившиеся в СМИ сообщения о возможной военной операции против российского военного контингента на территории сепаратистского анклава, не упоминал ни Украину, ни Киев, ни ВСУ.