Дороги будут стоять 10 лет без ремонта? Чего на самом деле ЕС хочет от Украины

Читати українською
Автор
Не все умеют прокладывать дороги так, чтобы они стояли годами без ремонта
Не все умеют прокладывать дороги так, чтобы они стояли годами без ремонта. Фото https://www.facebook.com/darn.kievcity.gov.ua

Закон о публичных закупках должен сбалансировать вопросы цены и качества

Верховная Рада готовится ко второму чтению новой редакции закона "О публичных закупках" №11520, который правительство подготовило в соответствии с Соглашением об ассоциации с Евросоюзом. И наиболее важным моментом в этом документе является сбалансирование стоимости товаров и услуг с качеством.

Об этом в интервью "Телеграфу" рассказала заместитель министра экономики Надежда Бигун. Она объяснила сложность с введением изменений.

Больше читайте в публикации: "На выплаты пойдут миллиарды": заместитель министра экономики о "тысяче Зеленского", Национальном кэшбеке и большом желании ЕС".

— Проект закона содержит множество изменений. Но основной вызов, на который мы пытаемся отвечать этим законопроектом, заключается в том, что сейчас в Prozorro основная процедура — открытые торги и закупка только по самой низкой цене. Об этом моменте нам уже много лет говорят европейцы. Этот подход ясный и правильный, но должны быть не только открытые торги по самой низкой цене, — говорит чиновница.

По ее словам, европейцы от нас ожидают внедрения дополнительных более сложных закупочных инструментов и процедур.

— В новом законопроекте есть список новых процедур: открытые торги с ограниченным участием, динамические системы закупок, инновационное партнерство, конкурсы проектов для дизайна. Одновременно с этим мы усиливаем применение инструментов, позволяющих сместить фокус с тем, чтобы покупать по самой низкой цене к тому, чтобы покупать баланс "качество-цена". И учитывать [на госзакупках] этот баланс, — объясняет заместитель министра экономики.

Она добавляет, что особенно остро это проявляется с недостроями, заброшенными проектами, по которым после срыва контрактов проводят повторные тендеры, и в итоге цена может вырасти в 10 раз.

— Или речь идет о таком низком качестве выполнения договора, что через два-три года уже все нужно переделывать. Сейчас этот риск тоже не учитывается. К примеру, когда отремонтировали станцию метро, а через две недели начала плитка отпадать. Или это касается строительства дорог. Надо так научиться делать дороги, чтобы они потом 10 лет стояли. Необходимо закупать дороги с обслуживанием. Это сложнее, чем просто закупать по самой низкой цене, – говорит Надежда Бигун.

По ее словам, Евросоюз давно начал отходить от практики, когда товар или услуга покупают по самой низкой цене.

— Ведь, по большому счету, это практика покупать китайское (в обобщающем смысле, если сузить). Если двигаться только по пути, мол, давайте будем покупать самое дешевое, то это будет означать, что в какой-то перспективе будем всегда покупать "китайское". Если хотим, чтобы у нас не только дешевые [низкокачественные] предложения были, нужно двигаться, чтобы учитывать и другие факторы. Например, полноценно ли предприятие (участник торгов. — Ред.) платит налоги, или избегает налогообложения, — подытожила замминистра.

Напомним, "Телеграф" писал о сомнительных тендерах киевских властей.