Убийства будут продолжаться: один из основателей УБОП о планах Кремля, легализации короткоствола и спецслужбах
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 3167
90% покушений, диверсий и убийств, планируемых Россией, совершаются непрофессионалами
Убийство Андрея Парубия, которое произошло 30 августа во Львове, шокировало общество. Только за апоследних два года были убиты Демьян Ганул, Ирина Фарион, совершено нападение на Сергея Стерненко.
"Телеграф" пообщался с легендарным Валерием Куром – украинским оперативником, одним из основателей подразделений по борьбе с организованной преступностью в Украине (УБОП), о том, почему Россия выбирает киллеров с улицы, могла ли охрана спасти Парубия и нужна ли Украине легализация короткоствольного оружия.
Психология диктатора: как детские травмы Путина повлияли на войну
По мнению Валерия Кура, в начале полномасштабного вторжения россиянам было не до терактов – они наступали грубой силой и, по сути, сами вели себя как террористы. Однако как только и Россия, и Путин поняли, что выиграть войну они не смогут – президент РФ начал действовать "откровенно криминально".
"Путин осознал, что мы сломали ему хребет. В этой схватке мы уже победили – морально и психологически. Теперь он может захватывать какие-то куски земли, но уйдет отсюда с позором", – считает он.
Особое внимание он уделяет психологическому портрету Путина, а также анализу его детства, которое сильно повлияло на жизнь будущего кремлевского диктатора.
"Именно с тех времён в его ментальности закладывалась травма, которую сложно объяснить и просчитать. Многие любят рассуждать о нём как о "стратеге", но на деле это человек, переживший такие испытания, что измерять его стандартными категориями невозможно", – считает Кур.
Когда Валерий серьёзно заинтересовался биографией Путина ещё в восьмидесятые годы, он понял главную особенность его характера: даже в случае поражения, президент РФ не признает это – никогда открыто не скажет, что проиграл.
"Поэтому, как только он осознал, что проиграл в Украине, он первым делом начал искать виновных вокруг. Одним из тех, на кого он обрушил ярость, стал начальник управления ФСБ Сергей Беседа, он возглавлял пятое управление, которое курировало всю агентурную работу за пределами России. И именно он "провалил" задачу, потому что не смог обеспечить подготовку и развёртывание нужной сети", – заявляет Кур.
Именно на этой стратегии настаивал генерал Герасимов, когда формулировал концепцию "войн будущего" – перед началом войны спецслужбы должны подготовить почву: завербовать агентуру, создать "пятую колонну" и встроить её в украинское общество.
На воплощение этой идеи шли огромные деньги из российского бюджета, и значительная их часть шла на проекты Сергея Беседы. Одним из ключевых резидентов в Украине был Виктор Медведчук, который имел значительное влияние и во многом действовал самостоятельно.
Сначала я не до конца понимал, как именно это работает, но позже стало очевидно: советская школа диверсантов, разведчиков-нелегалов, офицеров ГРУ и сотрудников политической полиции постепенно исчерпала себя. И тот потенциал, который остался от СССР, со временем начал исчезать, особенно когда на первый план вышли такие авантюристы, как Медведчук
Валерий Кур
Медведчука он описывает тоже как человека тяжелой судьбы, однако с Путиным у него есть отличие: он был рожден в семье, где его любили, а также он не был настолько криминализирован.
"Он (Медведчук) оказался сильнее и хитрее, быстро понял, что главное — деньги. На этом он построил своё богатство и влияние. Но вместе с этим рушилась и система: примерно 20-30% завербованных людей, которых готовили как диверсантов, ушли в сторону. Многие понимали: "Зачем мне это? Война проиграна, у меня семья, дети, бизнес". Многие уходили "на дно", и это вынуждало пятое управление фактически работать вхолостую. Лишь военная разведка — ГРУ — ещё держала диверсионное направление", – говорит оперативник.
До февраля 2022 года Виктор Медведчук находился под домашним арестом из-за подозрения в государственной измене. После полномасштабного вторжения он сбежал, однако был задержан украинскими спецслужбами. В сентябре 2021 года его обменяли на защитников Мариуполя, в частности – командиров "Азова", которые защищали Азовсталь. До этого "двойной агент" СБУ помог его жене, Оксане Марченко, сбежать в Беларусь – ещё до начала российского вторжения.
Нет врага более жестокого, чем прежний друг: кто курировал военные диверсии в Украине
Когда речь заходит о военной разведке, Валерий Кур вспоминает генерала Владимира Алексеева, уроженца Украины. Именно он, отлично понимая ментальность нашего народа, курировал подготовку диверсантов. Их главной задачей было создание условий для продвижения российских войск.
"Под его руководством действительно были совершены удары по складам, предприятиям, энергетическим объектам и логистическим хабам. Но этот "багаж", подготовленный до войны, был исчерпан уже в первые месяцы. В итоге Россия начала терять профессионалов и выпускать в Европу и мир уже не разведчиков высокого уровня, а банальных террористов и киллеров", – считает Кур.
Оперативник приводит конкретный пример: историю убийства Дениса Вороненкова – бывшего депутата Госдумы, генерала, который служил в российских спецслужбах и был заместителем одного из главных генералов и наставников Путина – Виктора Черкассова.
После "внезапной политической смерти" своего начальника (предысторией было публичное разоблачения проблемы с наркотрафиком, с которым чудным образом было связано окружение Путина), Вороненков понял, что его ждёт схожая судьба. Именно по этой причине он уехал в Украину, начал сотрудничать с нашими спецслужбами, а значит стал для Путина предателем.
Предателей он не прощает. В марте 2017 года Вороненков был застрелен в центре Киева. Но убийство совершил не профессионал из ГРУ или ФСБ, а завербованный украинец — Павел Паршов. Бывший военный, участник боевых действий, родом из Севастополя, он жил в Днепре. Человек с проблемами, в нужде, его поймали именно на материальной зависимости и сделали орудием
Валерий Кур
Физическая, а не политическая кончина бывшего наставника Путина — генерала КГБ и ФСБ Черкасова, наступила позже, но тоже как "предателя". Осенью 2022 года, когда, даже в "элитах" путинского окружения стали понимать, что они никогда не захватят всю Украину и уже проиграли войну "психологически", Черкасов стал ещё более опасным для Путина, и опрометчиво попив "чайку с новой модификацией новичка", тихо скончался. Хотя был полон физических сил и вел здоровый образ жизни.
Метод "слабых звеньев": кто становится орудием в руках ФСБ?
Именно в непредсказуемости подобных исполнителей заключается главная сложность – работники спецслужб привыкли работать с профессионалами, ведь знают алгоритмы их поведения и действий. А люди, не являющиеся профессионалами, опасны именно тем, что их трудно выявить.
Сегодня почти 90% всех покушений, диверсий и убийств, которые планируются Россией, совершаются именно такими "непрофи". Это женщины и мужчины в нужде, люди со слабостями, которых ловят на кредите, на компромате, на личных слабостях. Пример — женщина средних лет, которая совершила покушение на Сергея Стерненко, её завербовали именно таким образом
Валерий Кур
Именно это, по мнению эксперта, является главным риском для будущего: Путин и его спецслужбы будут и дальше использовать "метод слабых звеньев" – вербовать уязвимых, а не полагаться на подготовленных разведчиков.
"Для Украины это означает, что нужно перестраивать методы контрразведки: научиться выявлять и предотвращать такие преступления на ранних стадиях. Потому что сами по себе они войну Путину не выиграют, но проблем нам принесут ещё много", – считает Валерий Кур.
Россия будет мешать расследованию: эксперт назвал главные инструменты
Расследование преступлений, подобных убийству Парубия или нападению на Стерненко, всегда сопровождается выстраиванием множества версий, и при этом крайне важную роль играет личность жертвы.
"Особенно если это яркие, неординарные и неоднозначно воспринимаемые в обществе как, например, Андрей Парубий или Сергей Стерненко, личности. Их неординарность и известность автоматически порождает больше гипотез, и следствие обязано отрабатывать не одну-две, а десяток версий", – говорит Валерий Кур.
Как правило, основные версии ограничиваются двумя-тремя направлениями, но внутри каждой есть подверсии. Они постепенно отсекаются по мере того, как появляются доказательства. Когда версия полностью проверена, ставится отметка "отработана".
Опасность в том, что противник может сознательно "подбрасывать" ложные версии, искусно их оформлять и навязывать следствию. Это старая советско-российская проблема: схватиться за то, что удобнее, выгоднее и упустить истину. Истина у них — своя. К сожалению, в первые годы независимости, Украина тоже "страдала этой же болезнью". Сейчас, к счастью, украинские следователи стараются избегать подобных ошибок
Валерий Кур
Ключевая версия, которую отрабатывает следствие насчет убийства Парубия, заключается в заинтересованности российских спецслужб, и, прежде всего, Путина. Сейчас, считает Кур, важно понимать, что в диверсии и подобные операции Россией вкладываются огромные деньги.
"Это значит, что они будут стараться и финансировать попытки влияния на функции защиты подозреваемых, и проводить ложные информационные кампании, чтобы разрушать судебные перспективы. Опытные защитники уже сейчас внимательно следят за тем, что говорят о задержанных. И потом они используют это в судах: "его заранее назвали убийцей, до приговора". Именно поэтому слишком широкое публичное обсуждение деталей только мешает следствию", – говорит он.
Покушение на Парубия: кто дергает за ниточки, играя на слухах об охране?
После жесткого убийства Парубия стало известно об отсутствии у бывшего спикера Рады охраны. СМИ начали публиковать данные о том, что тот запрашивал охрану, однако ему отказали. Как считает Валерий Кур, такие вбросы могут быть провокацией.
"Но важно уточнить: кто это озвучил? Кто сообщил в СМИ, что он якобы жаловался? Ведь следователи подобных заявлений не делали. Поэтому такие вбросы выглядят как провокация, которая только мешает объективному расследованию", – считает он.
По его мнению, охрана снижает риск фатального исхода, и примером этому кейс Сергея Стерненко. Однако история полна и обратных примеров.
"Денис Вороненков также не ходил "голым" — у него были охранники, и всё же его застрелили в центре Киева. А если вспомнить Троцкого, то его дом в Мехико был превращён в крепость, но даже это не спасло от удара агента советских спецслужб Рамона Меркадера", – напоминает он.
Ключевым является качество охраны: если это случайные люди, которых набрали для виду, то они мало чем помогут. Однако, если охранники подготовлены, имеют опыт работы и навыки оперативного реагирования, то снизить риски существенно они всё же смогут.
Можно сказать, что охрана помогла бы. Но утверждать задним числом, что Парубию "отказали" в охране, — это манипуляция. Если он действительно получал угрозы, имея опыт Майдана и серьёзные политические возможности, он вполне мог организовать себе надёжную защиту через частные структуры. В условиях войны государство не может выделить охрану каждому, ресурсы ограничены
Валерий Кур
Разрешить нельзя запретить. Стоит ли отдавать оружие в руки украинцам?
Вместе с вопросами охраны, также заговорили о необходимости легализации в Украине короткоствольного оружия. Валерий Кур говорит, что до 2019 года сторонником такого решения он сам не был, ведь десятилетиями в этой системе существовала серьезная коррупция.
"Но сегодня ситуация изменилась. Идёт война, и практически каждый становится защитником своей страны. Мужчины — вольно или невольно — уже проходят подготовку. Женщины тоже могут её пройти, если есть желание. Поэтому я согласен с теми, кто утверждает: короткоствол необходимо легализовать", – говорит эксперт.
Впрочем, есть и важное "но": в этом деле обязателен контроль и качественная подготовка, ведь оружие – так же, как например автомашина, является "предметом повышенной опасности", и даже среди сотрудников спецслужб и военных случались трагические случаи.
"При этом контроль нельзя полностью доверять государству, иначе коррупция вернётся. Я вижу это как независимую систему — возможно, с элементами гражданского надзора. Например, как охотничьи хозяйства в разных странах сами ведут учёт и контроль. Государство должно устанавливать правила и стандарты, но не иметь монополию на выдачу разрешений", – заявляет Валерий Кур.
Мир, который будет сложнее войны
Говоря о работе следственных и правоохранительных органов в современной Украине, эксперт отмечает, что особенно значительными стали подразделения спецслужб именно военной направленности.
"Мы оттачиваем одну из лучших систем защиты от посягательств со стороны агентуры вражеских государств, таких как Россия и не только. При этом мы сами умеем готовить специалистов высочайшего уровня", — говорит Валерий Кур.
Политическая "полиция" – именно так оперативник называет СБУ, по его мнению, тоже переформатировалась и отлично работает. Так же, как и Министерство внутренних дел, сотрудники которого, воюют наравне с профессиональными военными.
"Отсюда вывод. То, что сегодня происходит, в частности террористические действия — покушения на известных деятелей в Украине, на политиков, военных, журналистов, — обязательно должно расследоваться не только Министерством внутренних дел, но в большей степени представителями СБУ и военных спецподразделений", – считает он.
Валерий Кур объясняет: уже сейчас – вместе с покушениями, подрывами и другими терактами – происходит новый тип войны, который ожидает украинский народ после того, как будут достигнуты определённые соглашения.
Все войны заканчиваются, понимаете? И всё равно, как бы нас ни пытались усадить за стол переговоров, мы постараемся не сдать своих позиций. Руководство, я уверен, их не сдаст. Но война будет перераспределяться. Рано или поздно с открытого противостояния на линии соприкосновения она перейдёт на нашу территорию в новых гибридных и скрытых формах
Валерий Кур
Именно поэтому, утверждает Валерий Кур, уже сейчас нужно быть готовыми, сейчас надо учиться, ведь когда начнется мирная жизнь, борьба с настоящим врагом будет ещё сложнее.
"Можно с уверенностью предполагать, что убийства и нападения на известных и влиятельных людей в Украине будут продолжаться. И, к сожалению, речь идёт о долгом периоде времени. Это будут и террористические акты, покушения, взрывы, поджоги, диверсии, физическое устранение. Враг будет выбирать в качестве целей ярких, неординарных личностей, известных не только в Украине, но и за её пределами, в расчете, что это произведёт очень сильный "резонанс" в обществе", – считает он.
Охота на "слабое звено": как защитить себя
Можно ли подготовиться к такому опасному сценарию? Валерий Кур утверждает, что человек не может находиться в состоянии постоянного страха, поскольку привыкает к опасности. И это плохо, ведь бдительность терять нельзя.
"Нужно соблюдать простые правила, которые могут спасти жизнь. Важно меньше говорить о том, что может быть использовано против вас или вашего окружения. Враг ищет киллеров и исполнителей в интернете, игровых залах, среди зависимых или людей в трудной ситуации. Такие люди легко идут на вербовку. Поэтому лишняя хвастовство или открытая демонстрация помощи армии и спецслужбам может стать причиной того, что вами заинтересуются", – говорит он.
Что же касается спецслужб – Валерий Кур уверен, что им требуется перестройка некоторых подразделений для предупреждения такого рода преступлений. И сейчас она уже происходит.
Если раньше врага можно было вычислить по его подготовке, по следу, то сейчас исполнителями часто становятся люди из нашей среды. Поэтому нужно постоянно совершенствоваться в применении не только высоко профессиональных методов ведения оперативно-агентурной работы, но и не в последнюю очередь в использовании новейших интеллектуально-технических средств защиты государства и граждан. Это позволит выявлять тех, кто склонен к вербовке и может стать потенциальным исполнителем
Валерий Кур
Крайне важной Валерий Кур считает профилактическую работу по предупреждению таких покушений.
"Она не даёт красивых отчётов, как раскрытие громкого убийства, но именно профилактическая работа спасает жизни. Для этого должны быть специальные подразделения, работающие исключительно на предупреждение диверсий и терактов", — отмечает он.
Не стоит забывать и о личной безопасности: помнить о физической подготовке, вести здоровый образ жизни, ведь алкоголь и другие зависимости делают человека "лёгкой добычей".
"Особенно это касается тех, кто когда-то имел доступ к информации, представляющей интерес для врага. Таких людей будут искать и вербовать. Поэтому необходимо постоянно контролировать себя, свой образ жизни и своё окружение", – подытожил Валерий Кур.
Напомним, ранее "Телеграф" писал, что народный депутат Николай Тищенко предложил переименовать одну из самых известных улиц Киева – Банковую – в честь погибшего экс-главы Верховной Рады Андрея Парубия.