Дроны-матки, "ждуны" и наступление на самокатах: интервью с командиром 46 ОАемБр о действиях врага на самых горячих участках фронта
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 2407
Бригада воюет на самых горячих участках фронта, 80% бойцов недавно были гражданскими.
Командир легендарной 46 отдельной аэромобильной Подольской бригады Десантно-штурмовых войск Вооруженных Сил Украины подполковник Дмитрий Капитула начал военную карьеру 15 лет назад, с прохождения срочной службы в 95 отдельной аэромобильной бригаде. В 2014 году поступил в военную академию, а полномасштабное вторжение встретил в должности старшего помощника начальника отделения подготовки.
После тяжелого ранения и реабилитации вернулся в строй уже в качестве заместителя командира 13 ОДШб и прошел путь от водителя до командира батальона. Впоследствии стал заместителем командира 95 отдельной десантно-штурмовой Полесской бригады. А в январе 2025 года стал командиром 46 ОАеМБр.
"Телеграф" публикует интервью с командиром о вызовах, которые стоят перед бригадой сегодня, боях на ряде участков фронта и о том, как меняется портрет противника в ходе полномасштабной войны.
"Мы всегда там, где горячо" — о Покровском направлении
— Мы знаем, что сейчас ваше подразделение находится в Донецкой области. С чем связано то, что ваше подразделение передислоцируют на новые участки — это просто необходимость текущей ситуации или определенные задачи требуют специалистов высокого уровня?
— Бригады ДШВ всегда эффективно распределяются по всей линии фронта, потому что это мощная и ударная, и сдерживающая сила. Сейчас 46 ОАеМБр держит оборону на Покровском направлении (граница Днепропетровской и Донецкой областей). Мы всегда там, где горячее, и это направление не является исключением. Благодаря профессионализму, богатому опыту и несокрушимому характеру нам удается эффективно сдерживать врага.
— Насколько нынешние бои отличаются по характеру, динамике, интенсивности от того, что происходило раньше?
— Характер войны постоянно меняется. Так, в Херсонской области мы преимущественно вели штурмовые действия. В Бахмуте и Соледаре были и штурмы, и оборона. Во время контрнаступления на Запорожском направлении на поле боя уже появились FPV-дроны, которые начали менять правила игры. Война становилась все более технологичной. И это каждый раз было заметнее во время действий на Марьинском, Кураховском и Покровском направлениях.
Враг также меняет тактику. К примеру, в районе Курахово противник проводил масштабные механизированные штурмы, которые впоследствии превратились в кладбище техники. Так, в прошлом году в одном из наступлений он бросил одновременно на все четыре батальона нашей бригады 52 единицы бронетехники. И это за один день. Но силами подразделений беспилотных систем, артиллерии и нашего десанта удалось уничтожить 26 машин. Перед этим за один день против нас было применено 46 единиц техники, более половины, опять же, было уничтожено и враг успеха не имел.
Сейчас же враг использует тактику малых групп. Они двигаются "двойками" или "тройками", пытаясь вклиниться в нашу оборону. У россиян много пехоты, но они берут не профессионализмом, а количеством.
Также постоянно меняется и техническая составляющая. Сейчас активно применяются FPV-дроны на оптоволокне, дроны-ждуны и дроны-матки, которые несут на себе меньшие ударные беспилотники. Но мы стоим на месте и постоянно учимся эффективно противодействовать этим нововведениям, и у нас получается.
— Вашей бригаде, в частности, приходилось отражать наступления россиян на мотоциклах, и это были одни из первых сообщений о подобных тактиках врага. Насколько подобное наступление было неожиданностью для вас? Пытается ли противник снова придумывать "ноу-хау" разного рода?
— Штурмы на мотоциклах нас не удивили, поскольку такая практика уже применялась на других направлениях. Но вот что действительно стало неожиданностью — это наступление на самокатах. Хотя враг до сих пор практикует атаки с применением мототехники, такая тактика в целом оказалась неэффективной.
Среди новинок от противника стоит отдельно упомянуть дроны-ждуны — беспилотники с управлением через оптическое волокно, которые могут часами находиться в засаде, а при обнаружении цели атаковать ее по команде оператора.
Враг всегда в поиске новых решений и подходов, но и мы не отстаем.
— Расскажите о службах, которые работают на поддержку бойцов. Как организована коммуникация между этими подразделениями, от чьей помощи зависит успешное удержание территорий и контрнаступления ваших подчиненных?
— 46 бригада — большой организм, большая семья. В ее состав входят различные службы, которые работают в своих направлениях, благодаря чему мы и имеем результат. Первый номер в этом списке — логистика. От нее напрямую зависит эффективность всех подразделений. Потому что без своевременной поставки боеприпасов, продовольствия и всего остального работа бригады была бы парализована.
Также важным является и направление по психологической поддержке персонала. От морально-психологического состояния бойцов зависит успех выполнения боевых задач, их мотивация и готовность к несению службы, а также общая боеспособность подразделения.
Кроме того, в бригаде была введена патронатная служба, которая поддерживает раненых бойцов. Ее специалисты осуществляют консультационное, информационное и психологическое сопровождение с момента ранения, лечения и реабилитации и до возвращения в строй. Каждый наш побратим должен понимать, что о нем всегда позаботятся.
Также работают отделения подготовки, рекрутинга, коммуникаций. Наша бригада организует интенсивы по базовой общевойсковой подготовке для гражданских. Их проведено уже пять, а еще один готовится. Мы тесно сотрудничаем с послами бригады и благотворительными фондами. Спасибо всем, кто нас поддерживает.
Отдельно хочется поблагодарить друга нашей бригады Игоря Кондратюка, который этим летом провел в поддержку 46 бригады благотворительный тур "Караоке на майдане".
Мы — молодая бригада, поэтому постоянно модернизируемся и внедряем новые подходы и решения, как в боевой, так и в тыловой работе. Наша бригада на 80 процентов сформирована из мобилизованных, и каждый из них принес из гражданской жизни что-то новое. Таким образом, мы надеемся, что можем изменить и себя, и армию в целом.
Кто сейчас воюет против Украины: портрет российского пленника
— Мы часто видим, как берут в плен россиян. Кто в основном эти люди? Меняется ли типичный портрет пленного за последние годы?
— Если проанализировать боевой путь бригады, можно увидеть, что в Херсонской области мы брали в плен профессиональных российских военных, в частности это были псковские десантники, в Запорожье — иностранцев, которые воевали на стороне врага, в Бахмуте — "вагнеровцев".
А сейчас наши бойцы берут в плен россиян, которые подписали контракт в основном из-за денег. Российские власти довели своих граждан до того, что они едут в нашу страну убивать либо ради денег, либо чтобы избежать тюрьмы.
Такая динамика означает только одно — Силы обороны Украины ликвидируют оккупантов в промышленных масштабах. Только наша бригада за месяц уничтожает около 500 вражеских военнослужащих.
— Изменяется ли вообще за время войны качество подготовки российских военных?
— Подготовка личного состава противника заметно ухудшилась. Сейчас обученные и профессиональные российские военные сидят только в штабах, а на поле боя находятся преимущественно малоподготовленные пехотинцы. Здесь можно привести показательный пример, когда один из пленных рассказал, что за полтора месяца подготовки он все время провел в карауле.
Такая ситуация является следствием того, что враг несет настолько большие потери, что просто не успевает готовить качественное пополнение.
Проблемы в армии: СЗЧ, вражеские дроны и не только
— Мы часто видим видео поражений российской техники и личного состава вашей бригадой с помощью FPV. Какими БПЛА вы пользуетесь?
— 46 бригада использует большой спектр БПЛА разных типов, таких как "крыло", различные коптеры, FPV-дроны. Самое главное, что наши подразделения беспилотных систем умеют эффективно использовать все типы бортов. Также мы применяем дроны на оптоволокне и не только. Мы постоянно совершенствуемся в этом аспекте. Кроме того, наши побратимы умеют сбивать все вражеские БПЛА и противодействовать FPV-дронам.
— Насколько активно враг пытается противодействовать нашим БПЛА, и насколько мы активно противодействуем БПЛА врага? Есть ли динамика по увеличению атак с помощью FPV, и как это влияет на расширение "серой зоны"?
— Враг всячески пытается противодействовать нашим беспилотникам. Противник имеет мощные системы РЭБ. Особенно это стало заметно во время российских механизированных штурмов, когда было крайне трудно пробить купол РЭБ. Но здесь эффективно показала себя наша артиллерия. Своим плотным и точным огнем она повредила средства РЭБ на технике, что позволило работать дронам.
Наши специалисты по РЭБ также активно противодействуют вражеским беспилотникам. Постоянно ищут новые решения и внедряют новейшие технологии. В этом вопросе мы тоже не стоим на месте.
Враг пытается наращивать количество ударов, а мы усиливаем меры противодействия. Пока нам удается держать паритет. В том числе благодаря тому, что мы осуществляем мобилизацию мотивированных гражданских специалистов в этой сфере. Благодаря рекрутингу бригады.
— Сейчас активно говорят о проблеме СЗЧ. Насколько острая она вообще по вашему опыту? Какова главная мотивация людей покидать армию?
— На это влияет много факторов. Люди очень разные, кто-то выбирает вместо службы семью, кто-то уходит в СЗЧ, потому что устал, не выдержал психологически, кто-то не ладит с коллективом… Такие факты есть, для этого и работает подразделение психологической поддержки персонала, чтобы минимизировать эти факторы.
Мы не оправдываем СЗЧ, но с пониманием относимся, если человек решил к нам вернуться.
— Сейчас наступает осень, сезон дождей, и пеших штурмов врага должно стать больше, в то же время и возможности по использованию БПЛА из-за туманной погоды с нашей стороны могут сузиться. Чего вы ожидаете от противника в ближайшие дни и недели?
— Мы готовы к любому сценарию развития событий. Стоит учитывать, что погодные условия могут осложнить выполнение боевых задач, но с теми же проблемами столкнется и враг. Поэтому в этом аспекте речь идет об определенном паритете.
Несмотря на все это, 46 ОАеМБр прочно удерживает свои позиции и готова эффективно ответить на любые действия противника.
— Соответственно, насколько реален риск наступления россиян с наступлением холодов, когда земля замерзнет и выдержит тяжелую технику?
— Одна из последних попыток оккупантов проводить штурмовые действия с применением тяжелой техники закончилась для них провалом. Наши побратимы устроили им адскую встречу.
46 ОАеМБр всегда готова дать достойный отпор врагу, при любых погодных условиях. Все наши подразделения держат руку на пульсе.
Реален ли риск потери Донбасса?
— Каковы, по вашему мнению, перспективы конкретно обороны Донбасса, потому что мы часто видим тревожные новости о попытках врага продвинуться на ряде участков, попытках перерезать логистику. Мы понимаем, что Донбасс — это зона наших укреплений. Насколько велик риск потери Донбасса, и какие решения и действия могут это предотвратить?
— В первую очередь действия должны быть со стороны гражданского населения. Не нужно сидеть и ждать. Эта война касается всех. Гражданские должны более активно присоединяться к Силам обороны.
Только сплотившись, мы сможем сохранить свою землю и победить врага. Наша сила — в единстве. Поэтому вставайте рядом с теми, кто уже в армии, и начинайте работать ради нашей общей победы.
Опыт украинцев изучает мир
— Одна из важных инициатив вашей бригады — обучение гражданских. Расскажите подробнее, какие навыки, по вашему мнению, сейчас важно осваивать гражданским, как именно они будут полезны?
— Почему люди не хотят идти в армию? Потому что они боятся неизвестности. Именно поэтому в нашей бригаде было принято решение показывать людям, что такое служба, что такое десантно-штурмовые войска и какова у них подготовка. Благодаря нашим интенсивам гражданские получили возможность познакомиться с инструкторами, командирами, проверить свои силы и психику.
После прохождения такого подготовительного курса у человека появляется понимание, что такое армия. Приведу характерный пример. Один из ребят после нашего интенсива рекрутировался. Во время БЗВП в учебном центре он так хорошо себя показал, что инструкторы сначала решили, что тот ранее проходил военную службу.
А самое главное, такие тренинги мотивируют людей пойти в подразделение, которое они уже видели. И есть много случаев, когда участники интенсива впоследствии успешно рекрутировались в нашу бригаду.
Они попали в то подразделение и на ту должность, куда хотели. Потому что рекрутинг — это четкое понимание, куда ты попадешь. 46 бригада гарантирует, что каждый, кто выбрал себе у нас должность, именно на ней он и будет служить.
В целом в нынешних условиях всем гражданским необходимо хотя бы на минимальном уровне иметь навыки обращения с оружием и тактической медицины. Поэтому приглашаем всех желающих на наш очередной интенсив, который пройдет со 2 по 5 октября.
— Зараз у країнах, де проводиться захід, постійно піднімається питання про передачу українського досвіду країнам-партнерам. Які, на вашу думку, найсильніші сторони української армії і на що взагалі зараз орієнтується цивілізований світ у цьому питанні?
— Західні країни дійсно зацікавлені в тому, щоб вивчати наш досвід ведення сучасної війни. Але в основі того, що ми не втратили свою державу і ефективно продовжуємо протистояти ворогу, лежить сила українського характеру, волелюбність і непокірність нашого народу. А найсильніша сторона української армії — дух її воїнів.
— Які у вас плани на найближче майбутнє і перемогу?
— Перше, що планую зробити після перемоги, — відвідати батьків, рідних і близьких. А потім особисто вшаную побратимів, які не повернулися з цієї війни.