Путин урезает "помощь" оккупированной Украине. Денег не хватает даже на россиян

Читати українською
Автор
2269
ukrinform.ua

Россия, истощенная войной и санкциями, не в состоянии содержать даже собственные города

Москва рисует картинку процветания "новых территорий", но за фасадом пропаганды — провалы в бюджетах, нищета регионов-шефов и обвалы старых домов в Архангельске. Россия, не в силах содержать собственные города, продолжает "восстанавливать" разрушенные ею же украинские. Подробнее — в материале "Телеграфа".

Недовольство внутри России растет

"Уровень жизни населения (на оккупированной части.Ред.) Запорожской области вырос и продолжает расти", — утверждает так называемый председатель Законодательного собрания Запорожской области Виктор Емельяненко.

"Благодаря России перед людьми нашей области открылись совсем другие возможности, которых при Украине не было", — с гордостью заявил чиновник, который с 2011 года по 2014 год работал первым замом главы Запорожской ОГА.

Ему вторит и. о. министра строительства и ЖКХ так называемой ДНР Владимир Дубовка: "Ключевую роль в процессе восстановления и развития региона играет помощь регионов-шефов… Помимо моральной поддержки, она (шефская помощь.Ред.) способствует созданию устойчивой инфраструктуры, улучшению социальных условий и повышению качества жизни", — объяснил коллаборант.

Систематические отчеты о том, как российские шефы "повысили благосостояние на новых территориях", адресованы исключительно для внутрироссийской аудитории. Инициированная Путиным в мае 2022 года система шефства российских регионов над районами и городами оккупированных территорий Украины призвана убедить россиян "затянуть пояса", немного потерпеть, пока великая Россия под руководством мудрого вождя вытаскивает "освобожденные от нацистов Донбасс и Новороссию" из разрухи и нищеты.

В реальности, как свидетельствует опрос Лаборатории публичной социологии (PS Lab), даже в среде россиян, которые оправдывают агрессию Путина, растет недовольство социальными и особенно экономическими последствиями войны. "Вот я всегда возмущаюсь, что столько денег с этой войной угрохали! Вот неужели нельзя было все эти деньги именно России туда, чтобы дороги были хорошие?" — приводят социологи мнение пенсионерки из Улан-Уде.

Еще острее жители российской глубинки воспринимают необходимость "затянуть пояса" ради помощи захваченным регионам Украины. Например, с точки зрения Алены и Марины из маленького уральского городка, с которыми поговорили социологи, люди с украинским паспортом наслаждаются бóльшими финансовыми преимуществами: "Ипотеки-х*етеки, у них все есть теперь. Им-то — нате, пожалуйста. А нам — обратись, и вот тебе — шиш".

Маршрут Сибирь — Донбасс. Кадровый дефицит в российских регионах

Первым о шефстве над одним из районов в окрестностях Мариуполя заявил губернатор Курской области Роман Старовойт, когда на Азовстали еще шли бои.

Вслед за Курском регионы России один за другим стали объявлять о шефстве над тем или иным населенным пунктом в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях. Всего более 50 субъектов РФ взяли под опеку город или район на оккупированной территории Украины.

Система шефства, по задумке Кремля, призвана выполнять, помимо уже упомянутой пропагандистской функции, ряд других важных задач. Например – кадровую. Речь идет о покрытии громадного дефицита кадров, прежде всего в больницах и школах, а также о масштабном замещении местного персонала в администрациях, правоохранительных органах, судах и учреждениях культуры специалистами из российской глубинки. Согласно заявлению гауляйтера Балицкого, в 2023 году в больницах ВОТ Запорожской области не хватало 1,7 тысячи медицинских работников, а в школах 1,2 тысячи учителей. А на ВОТ Донецкой области спрос на персонал в 27 (!) раз превышает предложение.

В рамках шефства каждый российский регион обязан направить на подшефную территорию несколько десятков, а иногда сотни работников различных специальностей.

Для привлечения российских сотрудников на оккупированные территории российские регионы используются финансовые стимулы. Например, чтобы заманить врачей на ВОТ, российские власти обещали им платить до 2 миллионов рублей. А учителей привлекают двукратным увеличением размера командировочных.

Золотой дождь за чужой счет

Однако главной обязанностью регионов-шефов является финансовая. Затраты на восстановление и социально-экономическое развитие оккупированных территорий Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей российское правительство оценивает в размере, как минимум, 2,3 трлн рублей ($23 млрд по текущему курсу).

Часть этих затрат Путин с помощью системы шефства перекладывает на плечи российских регионов. Как это обычно бывает в России, после призыва вождя, "вся страна включилась в восстановление Донбасса и Новороссии". Например, Курская область за свои деньги ремонтировала дороги и восстанавливала соцобъекты в Мангушском (Первомайском) районе Донецкой области. Пермский край выделил из своего бюджета 500 млн рублей на помощь разрушенному россиянами подшефному Северодонецку и другим районам региона.

А власти Архангельской области пообещали Мелитополю более 800 млн рублей. "С помощью Архангельской области наш город ждут существенные изменения как в инфраструктурной и жилищно-коммунальной сферах, так и в социально-культурном взаимодействии", — мечтала летом 2023 года глава оккупационной администрации Мелитополя Галина Данильченко в предвкушении "золотого дождя".

Помочь деньгами не можем – самим не хватает

"В Архангельске сошла со свай очередная "деревяшка", — дежурно сообщил 13 августа 2025 года телеканал "Россия 1" о разрушении дома на улице Чкалова, 15. "Деревяшками" в России называют очень старые многоквартирные деревянные дома. С начала 2025 года только в Архангельске обрушились четыре таких строения.

Вслед за разрушением "деревяшки" в Архангельске рушатся надежды на "существенные изменения в инфраструктурной и жилищно-коммунальной сферах" в оккупированном Мелитополе.

Своих денег на замену аварийного жилья у Архангельской области нет. Поэтому губернатор региона еще в ноябре прошлого года умолял Путина помочь с финансами. Через год, в октябре 2025 года, правительство России выделило области только 8% всей суммы, необходимой для отселения 2122 ветхих домов.

К зиме 2025 года этот северный регион России подошел с остатками на счетах в размере 50 млн рублей. Этих денег хватает покрыть менее 1% расходов бюджета.

О какой финансовой помощи далекому Мелитополю может идти речь, когда средств нет даже на ремонты аварийных домов, в которых проживает 13 процентов населения Архангельска.

На грани бюджетного краха

Война и международные санкции максимально истощили российские регионы. Выплаты бонусов "пушечному мясу" за подписание контрактов с МО РФ, а также финансовая помощь "новым территориям" подстегнули расходы. А доходы, из-за спада в экономике, упали. Например, в Республике Коми (шефствует над Ровеньками) сбор налога на прибыль, одного из основных источников наполнения бюджета, рухнул более чем в 2,5 раза, в Карелии — в 1,8 раза, в Липецкой (шефствует над Володарским р-ном), Волгоградской (шефствует над Станично-Луганским р-ном) и Челябинской областях (шефствует над Ясиноватой) — в 1,5 раза. 67 российских регионов по итогам первого квартала текущего года имели дефицит бюджета. В том числе Кемеровская область (шефствует над Горловкой) имела дефицит – 34% от доходов, Вологодская область (шефствует над Алчевском) – 25%.

А шесть российских регионов, в том числе Архангельская область (шефствует над Мелитополем), находятся на грани бюджетного краха.

"В 2025 году что-то пошло не так. Никогда не бывает дефицитов в таких объёмах в первом квартале года", — заметила профессор географического факультета МГУ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич.

Подавляющее большинство российских регионов латает бюджетные дыры за счет субвенций из госказны. Ранее Москва щедро финансировала убыточные окраины страны. Однако в условиях затянувшейся войны, центр начал сокращать дотации.

В 2024 году правительство России урезало субсидии 57 субъектам федерации.

Деньги пришлось перераспределить наиболее нуждающимся — например, Курской области. По словам, Алексея Смирнова, нового губернатора Курской области (шефствует над Мангушским районом Донецкой области), сменившего застрелившегося Романа Старовойта, для восстановления региона требуется не менее 700 млрд рублей.

"Но подмога не пришла, подкрепленье не прислали"

Оккупированные районы Донецкой, Луганской, Запорожской, Херсонской областей и аннексированный Крым вместе с Тывой и Чечней находятся в хвосте российского рейтинга зависимости от господдержки.

Основными источниками наполнения местных бюджетов являются налог на прибыль юрлиц и налог на доходы физлиц. Подавляющее большинство предприятий, расположенных на захваченных территориях, прибыли не имеют – они либо убыточные, либо не работают. Поэтому оккупанты не могут собрать налоги в сумме, достаточной для покрытия расходов. Россия вынуждена дотировать ею же разрушенные Донбасс и Приазовье. Доля безвозмездной помощи из центра в бюджетах оккупированных регионов никогда не опускалась ниже 63%. А бюджет оккупированной части Херсонской области субсидировался Россией фактически на 100%.

Политика экономии средств, заметная с 2024 года, коснулась также госпрограммы восстановления и развития так называемых "новых территорий".

В абсолютных цифрах совокупные доходы бюджетов (с учетом дотаций из центра) оккупированной части Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей снизились в 2024 году на 13% по сравнению с предыдущим годом.

При том, что размеры их бюджетов и близко не приближаются к размеру бюджетов этих же территорий при украинской власти. Например, бюджет Мелитополя за 2024 год почти в 4 раза меньше бюджета Мелитополя за 2020 год, когда город был под контролем Украины.

Каптаж и другие примеры "успеха"

В сентябре 2025 года шефы из Приморского края завершили работы по установке укрытий для заброшенного каптажа, найденного в окрестностях подшефного Чистяково (Торез).

Каптаж — это фактически обычный колодец для вывода подземных вод на поверхность. Такие сооружения люди использовали давно, например, в древнем Египте 6—8 тысяч лет назад.

Плакат времен СССР - Не пей шахтной воды, пей воду из своей фляги
Плакат времен СССР

"Оборудование будет закрыто от непогоды. Теперь туда не попадут листва и ветки, пыль и мусор", — отчитался о результатах шефской помощи депутат т. н. народного совета ДНР Андрей Бедило. Курировал этот процесс руководитель рабочей группы Приморского края Максим Хропатый.

В 2023 году оккупанты потратили не менее 200 млрд рублей на строительство грандиозного проекта – водовода Дон — Донбасс.

Труба стала символом коррупции и расточительства, но от водного кризиса Донбасс не спасла. Спустя два года масштабы шефской помощи уже не те. Осенью 2025 года обедневшие российские регионы-шефы обустраивают копеечные заброшенные колодцы, предлагая дончанам использовать в быту ядовитые шахтные воды.